Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Личный кабинет
Все теги

Правополушарное рисование в практике предупреждения отклоняющихся форм поведения подростков

07.08.2020


Теги


«Интересное наблюдение: Когда маленький ребёнок рисует свои первые в жизни «каляки-маляки», родители радостно умиляются и всему миру сообщают: «Он научился рисовать!!!»

Однако, когда тот же ребенок четырнадцати лет что-то рисует на своих последних школьных уроках изобразительного искусства, рисует так, как у него получается, и получается у него «как у всех» «обычных» детей, не посещавших художественную школу, то те же родители сокрушённо заключают, что их ребёнок не умеет рисовать! Как так получилось, что он вроде научился, а потом что? Забыл, как это делать?

Скорее речь о разных подходах к рисованию. Рисование как способность присуща всем людям. Есть такой период в развитии психики, когда дети просто начинают рисовать: у них появляется способность и даже потребность «оставлять следы» какими-либо средствами – карандашами, красками, мелками, краской из баллончика и т.д. Через это проходят все, это показатель развития структур мозга и психики в целом. Я бы даже назвала это обязательным этапом развития здорового человека (моторные навыки, несомненно, тоже в этом участвуют, но речь здесь не про это).

А вот другое, принятое во «взрослом» обществе понимание рисования – это способность создавать художественные произведения по определённым правилам. И соблюдение этих правил уже оценивают другие люди – насколько удалось, насколько красиво получилось и т.д.
И такому рисованию зачастую надо учиться, самородков здесь придётся поискать...

По аналогии с этим «одобряемым» рисованием вокруг нас в обществе много всего того, что оценивается, чему надо выучиться, заслужить, получить квалификацию и стать дипломированным специалистом, или хотя бы просто иметь «корочки». Но потребность творить, продолжать развивать творческий потенциал, радовать свой продвинутый мозг – она не зависит от одобрения. Это как для организма важно удовлетворять потребность в еде, питье, движении, так и для высшей психической деятельности нужна подпитка, ресурсы, приводящие её в тонус.

Один из действенных способов получить такой заряд – это попробовать поиграть в рисование на мастер-классе по правополушарному рисованию, где главное – это вспомнить то состояние, когда мы получаем удовольствие от самого процесса творчества и самовыражения!»

Обычно так я начинаю свои занятия по правополушарному рисованию, рассказываю подросткам и родителям о том, что их ожидает, чтобы снизить тревожность и настроить на дальнейшую работу (или на отдых).

При использовании техники правополушарного рисования основное внимания уделяется восприятию образов, а не технике рисования как таковой. Это быстрый интуитивный метод: при достаточно быстром повторении за ведущим приёмов, участники не успевают логически мыслить и анализировать, в итоге получаются неожиданные для себя результаты – настоящие произведения искусства и чувство уверенности в себе.

Погружение в процесс происходит быстро и незаметно. Участники с удивлением понимают, что это довольно легко, интересно и увлекательно. При этом во время занятий ведущий следит, чтобы отсутствовала любая критика, поэтому неуверенность быстро проходит. Правополушарное рисование призвано создавать ощущение свободы действий. Несмотря на то, что воспроизводятся действия преподавателя, обучающиеся знают, что могут вносить и свои элементы в любую картину на любом этапе рисования.

Правополушарное рисование, как один из элементов психотерапии – чтобы терапия не повторялась через слово), является мощным инструментом для коррекции поведения самого широкого спектра. Не буду рассказывать обо всех преимуществах арт-терапии и изо-терапии, об этом уже написано очень много и доступно, акцент в этой статье сделаю лишь на тех особенностях метода правополушарного рисования, которые при прочих равных условиях, открывают возможности именно профилактической работы, касаются профилактики неадаптивных паттернов поведения.

В основе поведения лежат мотивы, потребности, определённые стереотипы действий, алгоритмы восприятия и анализа ситуаций, а также понимание своей роли в этих ситуациях, в оценке своих собственных возможностей, ресурсов. На это влияют «образ Я», самооценка, которые отражают знание о себе, о своих качествах, а также осознание своих способностей, умений.

Основными задачами профилактики в контексте проведения занятий по правополушарному рисованию можно обозначить следующие:

1) расширение представлений о себе, своих возможностях;

2) содействие в повышении самооценки и уверенности в себе за счёт получения «осязаемых» достижений, предмета гордости от того, что «я умею»;

3) расширение понимания своих границ, для кого-то – возможность «легально» нарушить эти границы и, таким образом, снизить накал внутренних переживаний.

Самое первое, что часто называют как очевидный и быстро получаемый результат арт-терапевтического занятия – это нормализация психоэмоционального состояния. В основе многих нарушений поведения лежит длительная тревога, вызванная предъявлением подростку чрезмерных требований, наличием у него ригидной установки всё уметь делать красиво и правильно, чисто и с первого раза. В процессе же «мазания» картины можно высвобождать внутренние состояния, контролируемо и безопасно выражать свои эмоции в цвете и образах, не придерживаясь строгих правил и канонов, ощущая изменения в себе и учась этих изменений не бояться.

Для достижения состояния открытости своим переживаниям и новому опыту в начале каждого занятия оговаривается отсутствие запрета на негативные эмоции, на любые эмоции. Есть запрет лишь на деструктивное поведение, на высказывание критики. А ведущий сам подаёт пример позитивного общения и подкрепляет ожидаемое конструктивное поведение участников.

При работе с тревогой и другими негативными чувствами и эмоциями, важна возможность выражения в символическом виде образов, волнующих человека, требующих выхода, даже если не будет их осознания. В этом кроется отличительная особенность арт-терапии от большинства видов вербальной терапии – это одновременно и диагностика, и сразу терапия. Будучи выраженной вовне, острота переживания снижается и уже не требует столь серьёзной коррекции, как было до начала работы. В этом состоит безопасность и относительная безболезненность метода.

Непредсказуемость результата создаёт предпосылки для формирования фрустрационной толерантности, принятия любого образа целиком со всеми достоинствами и недостатками. Ключевую роль здесь играет безоценочное принятие творческих результатов всех участников. Порой даже одно занятие можно полностью – чтобы не было повторов слова) посвятить тому, чтобы в каждом шедевре находить то, что нравится или может кому-то понравиться. В этом огромную роль играет опыт и умение ведущего перенаправлять внимание с негативных аспектов на позитивные или переструктурировать видение целиком (приводить в пример известные картины абстракционистов или (что считаю более действенным) акцентировать внимание на эмоциях и чувствах, которые переживались в процессе рисования и которые возникают при взгляде на уже завершённый образ).


Картины сами превращаются, изменяются, и через этот процесс подростки имеют возможность разрешить происходить изменениям в самом себе, разрешая меняться всему вокруг, особенно тому, что они не в силах контролировать. Ведь некоторым сложно взять и изменить своё не совсем приемлемое, но такое привычное поведение. Однако, изменения внешние качественно могут проходить только при стойких внутренних изменениях, а эти внутренние изменения важно чувствовать и не бояться их.

Наша жизнь продолжается изо дня в день, не начинается с «чистого листа», у каждого всегда есть какое-то прошлое, которое не всегда такое, как нам «хотелось бы», но своё видение прошлого можно осмыслять по-разному и можно научиться видеть не только негативные, но и позитивные стороны любого жизненного опыта. Поэтому на занятиях по рисованию важно преобразовывать картины, а не просто рисовать и быстрее ставить, «пока всё не испортил», в рамочку.

Если рисунок не нравится, то его важно и нужно преобразовать так, чтобы он начал хоть немного вызывать у автора либо принятие, либо ощущение законченности, завершённости. И в то же время, нужно уметь принимать такую ситуацию, когда почти готовая картина была «идеальна», но последний штрих «всё испортил». Это тоже опыт осознания изменений в жизни, разрушения старого, кажущегося «идеальным» мира, понимание невозвратности прошлого, но с акцентом на принятие. На такой «потере» внимание не заостряется, наоборот, подчёркивается возможность начать всё с начала, но, уже имея за плечами определённый опыт, и, если подросток эмоционально может настроиться и справиться со своими переживаниями, то для него это хороший опыт преодоления хотя бы таких тренировочных «потерь».

Одно из изменений, превращений картин – это изменение угла зрения или перспективы. Это не только развитие креативности, путём «придумывания» ассоциаций к образам, но и изменение широты видения ситуации в целом – ведь зачастую, некоторые проблемы кажутся глобальными и неподъёмными, а если «отодвинуть» их от себя подальше, то можно увидеть весь их настоящий масштаб относительно более длительного отрезка своей жизни. На занятиях об этом не только говорят, но и показывают, как это происходит на практике – на рисунке каждого из участников. Такая проработка закрепляется в образном, чувственном, практическом плане и уже не требует длительных объяснений и внушений.

С границами вопрос очень важный в плане профилактики и формирования психологической устойчивости личности. С одной стороны, в рисовании как деятельности всегда есть определённые ограничения: ограничение в изобразительных материалах, ограниченность форматом листа или другой поверхности, на которой рисуем, ограниченность во времени, поначалу ощущается сильная ограниченность в умении рисовать, во владении определёнными техниками.

С другой стороны, многие из этих границ можно и даже нужно нарушать, если речь идёт о правополушарном рисовании: используя определённые приёмы обязательно надо выходить за границы листа, чтобы прокрасить края изображения, но если совсем не хочется, то можно оставить как есть, чтобы получить, например, эффект размытого края, но делать это придётся специально, целенаправленно. Главное, как и в жизни, – осознать наличие этих границ, понять их «проницаемость» и суметь сориентироваться в том, какие есть возможности их обойти социально приемлемым путём, своим индивидуальным и «неповторимым» способом, быть первопроходцем лично для себя, чтобы в итоге достичь желаемой цели. Таким образом, на правополушарном рисовании параллельно идут два процесса – обозначение и стирание границ, при этом они не противоположны, а дополняют друг друга.


Пример работы с границами на занятии. На одном человеке просто так начать рисовать нельзя, но если очень хочется, то с соблюдением определённых мер безопасности и гигиены, можно нарисовать на своей коже или, при согласии участников, на их руках. Это учит детей тому, что есть обязательные границы, правила, которые нельзя нарушать, а есть такие правила, нарушение которых при определённых усилиях с нашей стороны уже не является нарушением, а становится приемлемыми. Это формирует представление об определённых существующих правилах и ограничениях, а также об алгоритмах действий, позволяющих удовлетворять свои потребности «разрешённым» способом, учась договариваться и развивая коммуникативные навыки.

Выбор инструментов рисования в правополушарном методе не ограничивается специальными кисточками, здесь важно пробовать и использовать разные инструменты, подручные и порой самые неожиданные материалы. И всё для того, чтобы, во-первых, ощутить себя хозяином положения, своей жизни, воочию увидеть, как за действием следуют определённые последствия (хоть и в виде какого-то следа на поверхности), а во-вторых, активизировать творческое видение, чувствование того, где и какие эффекты можно применять, чтобы увидеть картину в новом свете, и, таким образом, стимулировать на продолжение творческого поиска в повседневной жизни.

Дополнительная возможность социализации, получения опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, основанное на принятии, проходящее на фоне созидательной творческой деятельности и комфортной, благожелательной обстановки являются не только результатом занятий, но и условием протекания всех вышеизложенных возможностей для формирования уверенного и позитивного поведения участников.

Обращу внимание на ещё одну важную сторону группового взаимодействия на занятиях, касающегося участия подростка совместно с родителями. Каждый случай одновременного участия в занятии и подростка и родителя должен рассматриваться индивидуально. С одной стороны, задача возраста – сепарироваться, психологически отделиться от родителей, почувствовать свою «взрослость» и самостоятельность, с другой стороны – многие родители очень хотят такие занятия использовать в качестве «сплачивающего» мероприятия, позволяющего укрепить контакт с ребёнком.

Родителям всегда пытаюсь донести, что если подросток стремится к самостоятельности, пробует себя, чего «он стоит», то родителя он будет воспринимать на занятии как «контролирующий и опекающий орган», что может вызвать у него протестное или скованное поведение. Присутствующим родителям же очень сложно не принимать участия, не оценивать работу своего ребёнка, не опекать и не подсказывать.

Нет однозначного ответа разрешать ли принимать участие родителям. Важно, чтобы родители понимали, зачем им надо такое участие. Если родитель всё же настаивает на своём участии, то можно разместить его на таком расстоянии от ребёнка, что у родителя объективно будет мало возможностей без разрешения смотреть работу своего сына или дочери и контролировать его поведение в целом. Если же такие занятия проводятся исключительно в семейном кругу, или специалист работает с семьёй, то весь процесс выстраивается уже другим образом: он нацелен на анализ и корректировку отношений, в этом случае рисование не так важно, а выступает скорее, как метод получения другой информации о семейном взаимодействии.

Конечно, занятия по правополушарному рисованию или по другому арт-терапевтическому методу не являются гарантией адаптивного поведения в настоящем и будущем. Поведение складывается из множества составляющих. Однако бесспорным остаётся тот факт, что такие занятия помогают регулировать фон настроения, ослабляют эмоциональный дискомфорт, если он имеет место, расширяют представления подростка (да и взрослого человека тоже) о своих возможностях, стимулируют процесс самоисследования, помогают переориентировать с переживания негативных эмоций и чувств на активизацию поиска внутренних и внешних ресурсов личности, что уже может являться мощным паттерном формирования осознанного отношения к себе и своей жизни, укрепить позитивную Я-концепцию, которая является основой для психологической устойчивости личности.


***

«А так можно?», «А я не знал, что ТАК можно!» – Если звучат на занятии подобные реплики, то я точно знаю – моя цель достигнута: процесс запущен!

Ведь мир взрослеющего, а, зачастую, давно выросшего человека, полон ограничений. В какой-то период многие родители, сами того не замечая, превращаются в «жандармов» и блюстителей норм поведения своего чада. А дети видят много запретов, много «нельзя» и «так надо», «так правильно», которые нужно выполнять, чтобы быть «хорошим», «послушным», «правильным» и т.д. И однажды эти «нельзя» так разрастаются в сознании, что уже непонятно, что «можно». А сам подростковый возраст с его максимализмом и проверкой на прочность всех правил переворачивает всё с ног на голову (как нам, взрослым, кажется) и призывает проверить жизнеспособность всех этих «нельзя», потому что во многом именно из них теперь состоит их жизнь.

Дети разные, для некоторых очень важно почувствовать себя хозяином положения, и на отведённом поле для деятельности он может проявлять весь свой пыл и азарт, не беспокоясь, что придётся краснеть или стесняться своих экспериментов. Другим хочется почувствовать уверенность, что у него может получаться. Даже не так, а так: что У НЕГО может получаться. А кому-то хочется просто побыть в компании своих сверстников в непринуждённой обстановке. И такое искреннее удивление вызывает у детей это «можно», особенно когда это «можно» значит, что действительно можно! Поэтому в плане предупреждения отклоняющегося поведения правополушарное рисование позволяет помочь удовлетворить актуальные потребности подростков, позволить сделать это «легально».

Рисование не делает чудеса. Специально организованные занятия основаны на общеизвестных принципах, работающих и в других обстоятельствах:

¾              взаимное доверие;

¾              уважение друг к другу;

¾              принятие себя и других, безоценочность;

¾              строгие границы «нельзя», когда всё остальное – можно;

¾              поиск и развитие внутренних ресурсов, творческой активности и всего того прекрасного, что, несомненно, есть в каждом человеке.

Развитие личности не останавливается в каком-то определённом возрастном периоде, и наравне с другими методами правополушарное рисование выступает как доступный способ развития творческого восприятия и самореализации, возможность открытия новых граней своего «Я». Этот способ является действенным не только для подростков или молодёжи, он позволяет получать результаты в любом возрасте. Строящийся на основе принципа «здесь и сейчас», этот вид арт-терапии позволяет чувствовать себя настоящего через принятие своих эмоций, получения опыта самостоятельных решений, а также ощущение своих сил и возможностей.

 

Бударкова Надежда Евгеньевна,
педагог-психолог отдела профилактики
рискованного поведения несовершеннолетних
и организации социально-психологического тестирования
ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» г. Екатеринбург

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть