Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Личный кабинет
Все теги

Мульт-терапия в работе педагога-психолога

24.03.2022


Теги

Современный мир постоянно меняется, предъявляя при этом новые вызовы, запросы общества к специалистам помогающих профессий. Поэтому педагоги-психологи систематически повышают свой профессионализм, пополняя арсенал техник новыми инструментами.

Мульт-терапия относится к числу арт-терапевтических техник, основой которого является совместная деятельность ребенка и взрослого, а результатом становится мультфильм или выводы, сделанные на основе осмысленного просмотра. Очень часто мульт-терапия используется в рамках кинопедагогики не только психологами, но и другими представителями педагогического сообщества. Специалисты отмечают, что ресурсы кинематографа и мультипликации настолько широки, что можно смело говорить об их универсальности для учреждений общего и дополнительного образования для развития различных возможностей обучающихся. 


Выделяют два вида мульт-терапии, которые можно использовать в рамках психолого-педагогической деятельности.

Анимационная деятельность – первый из видов мульт-терапии, о котором хочу рассказать. Это непосредственный процесс создания детской мультипликации. Этот вид имеет множество позитивных психологических эффектов: съемочный процесс решает вопрос мотивации детей и формируют положительный эмоциональный настрой; оживление персонажей позволяет работать с внутренним миром детей; мультипликация способствует развитию познавательных процессов (воображения, внимания, мышления, памяти и пр.); работа в коллективе сплачивает и учит поддерживать друг друга; способствует развитию коммуникативных способностей; дети обучаются пользоваться современными технологиями; а получение итогового продукта повышает уверенность в себе и т.д.

Этапы анимационной деятельности:

1. Выбор темы и составление сценария (согласно возрасту, проблематике, запросам и пр., описание вместе с детьми сценария доступным текстом и составление раскадровки – краткого визуального изображения последовательности действий (рис. 1).

Рис.1. Пример раскадровки. 


2. Съемка и монтаж (подготовка декораций (рис. 2), настройка техники и программного обеспечения, съемка с использованием метода Stop Motion (рис.3), упражнения на артистичность для понимания движений и эмоций героев).

Рис.2. Процесс создания декораций. 


Рис.3. Процесс покадровой съемки. 


3. Озвучивание (выразительное чтение, работа над эмоциональностью речи, использование артикуляции и речевой гимнастики, упражнения на артистичность, запись);

4. Просмотр и обсуждение (просмотр и обсуждение по итоговому продукту, присвоение опыта создания мультфильма, подчеркивание приобретения навыков участниками на каждом этапе, рефлексия и самоанализ деятельности, включенности, полученного результата).

Примером работы с анимационной деятельностью является упражнение «Мое особенное имя».

Цель – знакомство с процессом создания «обратной анимации» (кадры воспроизводятся с конца в начало) на примере анимации своего имени, развитие навыка рефлексии.

Целевая аудитория: младший школьный возраст, начальный уровень навыка создания мультипликации.

Оборудование: пластилин, белый картон, смартфон с камерой, приложение «Кукольная анимация» или «Stop motion studio», установка для плоскостной анимации.

Ход упражнения:

Психолог рассказывает о том, что такое анимация, и как можно создать «живые буквы», т.е. анимированные. Предлагает выбрать пластилин того цвета, который будет ему наиболее симпатичен, символизировать значимость, является любимым или соответствует настроению и т.д. (критерий определяет психолог, исходя из ситуации). Каждый ребенок создает свое имя из пластилина. Важно лепить буквы не прижимая материал к поверхности, так, чтобы можно было каждую отдельно поднять и перенести. Далее на установке для плоскостной анимации на основе техники stop motion каждый ребенок фотографирует свое имя, покадрово изменяя букву начиная с последней: сворачивая или убирая кусочек от нее 

После того, как все справились, можно посмотреть кадры в обратном порядке, радуясь результату – оживлению своего имени.

Далее психолог организует обсуждение, акцентируя внимание детей на том, что они познакомились с одной из техник анимации. Вопросы для рефлексии могут быть связаны с тем, какие сложности встречались в процессе, как их преодолели дети, совпали ли ожидания с использованием цвета, хотелось бы им попробовать сделать подобное в другом цветовом решении, какие эмоции испытывали в творческом процессе и как себя чувствуют прямо сейчас.

Подробнее познакомиться с анимационной деятельностью можно в следующих видео

и

Осознанный просмотр – второй вид мульт-терапии, при котором процесс просмотра мультфильма или кино включает анализ и обсуждение просмотренного, что ведет к повышению аудио-визуальной грамотности зрителей посредствам рефлексии. Психологическими эффектами можно назвать следующие: при осмысленном просмотре обучающиеся учатся анализировать, рефлексировать, задавать вопросы, сравнивать и интерпретировать, формулировать свое аргументированное мнение о произведении, передавать свое личное эмоциональное впечатление. Источниками контента может выступать – интернет, уроки, онлайн-кинотеатр и пр., а ключевой фигурой этого процесса, обладающей уже устоявшимся мировоззрением, большим жизненным опытом, умением завершать мысль и конструктивно мыслить – является педагог.

Этапы осознанного просмотра:

1. Выбор мультфильма (согласно возрасту, проблематике, запросам и пр.);

2. Подготовка к просмотру (составление вводного слова, списка вопросов для анализа, заключительного процесса дискуссии-обсуждения);

3. Совместный просмотр (создание атмосферы для включенности всех участников, вводная речь);

4. Обсуждение (создание доверительной атмосферы для дискуссии, завершающая речь).

Примером работы в данном виде является упражнение «Эмоциональная озвучка».

Цель – развитие эмоциональной сферы, умения узнавать и выражать эмоции.

Целевая аудитория: младший школьный возраст.

Оборудование: компьютер, колонки, проектор, видеофрагмент, распечатанные слова героев.

Ход упражнения:

Обучающимся демонстрируется фрагмент из мультфильма, на котором герой или герои эмоционально говорят свою реплику. Вместе с психологом дети описывают фрагмент: кто изображен, что говорит, как говорит, эмоционально ли говорит, вместе предполагают с какой эмоцией звучит фраза и т.д. Далее обучающимся предлагается посмотреть мультфильм без звукового сопровождения. Вместе с психологом дети обсуждают понятно ли им эмоциональное состояние героя, какие движения тела и мимика – подсказывают об этой эмоции, благодаря каким словам, интонации эта эмоция становится более узнаваема и т.д. Психолог рассказывает о вербальных и невербальных проявлениях эмоций, ребятам предлагается изобразить мимикой такие эмоции как – радость, страх, злость, печаль, удивление, восхищение, отвращение, удовольствие. Успешный опыт предлагается закрепить игрой – один показывает, другие угадывают и рассказывают на что обратили внимание, как получилось догадаться. В завершении предлагается попробовать озвучить героя с опорой на распечатанный текст и полученные знания о выражении эмоций. Каждый пробует себя в роли актера озвучивания, а остальные аплодируют ему после исполнения своей роли.

Познакомиться с примерами конспектов уроков с осмысленным просмотром и вариантами видео-контента можно в онлайн-кинотеатре https://zeroplus.tv/

Использование мультипликации возможно в различных направлениях деятельности педагога-психолога. Так в психодиагностике анимационные герои и сюжеты мультфильмов могут служить стимульным материалом, понятным для детей (например, в качестве материалов (объектов для оценки) методики «Семантический дифференциал» с младшими школьниками и дошкольниками могут использоваться образы «Баба Яга», «робот-киллер» и др.). Мульт-терапия будет хорошим подспорьем в психологическом просвещении и психологической профилактике всех участников образовательного процесса, а в случае коррекционных или развивающих занятий можно, использовать современные мультипликационные сериалы: «Смешарики», «Барбоскины», «Маша и медведь» и др. Например, для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста после просмотра серии «Листопад» из серила «Лунтик» можно задавать следующие вопросы 1. Что придумала Мила? 2. Что сказал ей Кузя? 3. Что они обнаружили у дерева? 4. Как они решили лечить дерево? и т.д.

Работа с семьей может проходить с использованием анимационной деятельности (совместное создание мультфильма): конечный результат в виде готового мультфильма станет мощнейшим ресурсом для повышения взаимоуважения и гармонизации внутрисемейных отношений не только в процессе съемки мультфильма, но и при демонстрации фильма среди своего ближайшего окружения (родственников, друзей, знакомых).

Таким образом, ключевыми видами мульт-терапии являются анимационная деятельность и осознанный просмотр, но использование мультипликации не ограничивается ими, а представляет широкий спектр различных форм и вариаций.

 Ибатуллина Анастасия Владимировна,
заведующий отделом развития психологической службы в образовании
и службы медиации ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»


Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть