Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

Модель профилактики саморазрушающего поведения обучающихся.

13.04.2020



На сегодняшний день можно наблюдать транформацию экологических, экономических, социальных, психологических условий жизнедеятельности человека. Все это может являться факторами дезадаптации и десоциализации современных детей и подростков, которые в свою очередь проявляются в развитии деструктивных психических процессов и росте саморазрушающих форм поведения.

Под саморазрушающим поведением мы понимаем поведение, противоречащее самоосуществлению человека, достижению его биологического, психологического и социального благополучия, направленное не на рост и развитие, а на саморазрушение и преждевременную смерть.

Самыми распространёнными видами саморазрушающего поведения в подростковой среде считаются: аддиктивное поведение (курение, употребление спиртных напитков, употребление СНЮСа, ПЭКов, чрезмерная увлеченность сетью Интернет, гаджетами), рискованное поведение (увлеченность экстремальными видами спорта, случайный секс), фанатическое поведение (вовлеченность в «группы смерти»), аутоагрессивное поведение (шрамирования и другие формы самоповреждения, попытки суицида).

В раннем выявлении саморазрушающего поведения, снижении количества случаев проявления профилактическая работа приобретает первоочередное значение.

Согласно современной концепции раннего предупреждения саморазрушающего поведения обучающихся объектом профилактической работы является личность обучающегося. При этом необходимо рассматривать и основные сферы, в которых реализуется жизнедеятельность обучающегося, а именно, образовательную организацию, семью, микросоциальное окружение и досуговую деятельность.

Следовательно, профилактика саморазрушающего поведения в образовательной деятельности должна носить позитивный характер и быть направлена на:

  1. формирование ценности семьи;

  2. формирование жизнестойкости, ориентации на ценности здорового образа жизни;

  3. поиск возможностей поддержки обучающегося, демонстрирующего саморазрушающее поведение;

  4. реализацию инновационных психолого-педагогических технологий;

  5. формирование постоянного и доверительного взаимодействия всех активных участников профилактического процесса (обучающиеся, родители, педагоги);

  6. выстраивание взаимодействия с центрами профилактики.

Организация профилактики саморазрушающего поведение представляет собой трехуровневую систему.

На первом уровне осуществляется первичная (общая) профилактика. Цель общей профилактики – создать благоприятный психологический климат в образовательной организации. Реализация может осуществляться путем диагностики школьного и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологической атмосферы; в тренингах на сплочение, коммуникативных тренингах; на семинарах по профилактике эмоционального выгорания для педагогов и др.

Главная задача профилактики на данном уровне – устранить социальные и психологические предпосылки, способствующие формированию саморазрушающего поведения. Общая профилактика должна проводиться со всеми обучающимися без исключения. Для предупреждения саморазрушающего поведения необходимо выработать специальные навыки, развить определенные свойства личности.

Второй уровень подразумевает под собой вторичную профилактику, которая осуществляется образовательной организацией с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и высказывающими саморазрушающие (суицидальные) намерения. Во время проведения вторичной профилактики важно выстроить эффективное межведомственное взаимодействии с соответствующими структурами (ППМС-центры, ТКДНиЗП и др.). Целью данной профилактики является сопровождение обучающихся, которым необходим дополнительный психолого-педагогический контроль (предупреждение саморазрушающего поведения).

Также при вторичной профилактике необходимо оценить риск саморазрушения, самоубийства. На сегодняшний день выделяют три стадии суицидального риска: незначительный риск (наличие суицидальных рисков), риск средней стадии (наличие суидицальных мыслей, плана без сроков реализации), высокий риск (наличие суидицальных мыслей, плана с четкими сроками и средствами реализации).

В зависимости от стадии риска перед психологом ставятся следующие задачи. При незначительном риске необходимо: эмоционально поддержать обучающегося; признать его чувства и дать ему возможность их отреагировать; сконцентрировать внимание подростка на его достоинствах; провести консультации с родителями обучающегося.

Если у обучающегося выявлен риск саморазрушения средней стадии, то помимо выше перечисленных задач, психологу нужно укрепить у обучающегося желание жить (через амбивалентные чувства); рассмотреть альтернативы саморазрушения, самоубийства, а также необходимо направить обучающегося к психотерапевту (психиатру).

При наличии высокого риска психологу следует быть рядом с обучающимся; нивелировать средства саморазрушения; заключить с обучающимся «договор» о не нанесении себе вреда; подключить к работе психиатра; информировать членов семьи.

Третий уровень – третичная профилактика (реабилитация). Цель профилактики на данном уровне – это снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев саморазрушения. Третичная профилактика предполагает работу с обучающимися в постсуицидальный период. На данном этапе важно организовать индивидуальную работу с обучающимся; организовать групповую работу в классе, включить в нее обучающегося с целью восстановления навыков адаптации (например, в рамках коммуникативного тренинга, др.); оказать консультативную помощь родителям, педагогам, включенным в случай.

Следует отметить, что на всех уровнях профилактической деятельности необходимо просвещать педагогов, родителей и других взрослых, находящихся рядом с обучающимся:

  • Научить их видеть, слышать и понимать то, что происходит с ребенком и в окружающей его среде;

  • Знать возрастные особенности, маркеры саморазрушающего поведения;

  • Иметь информацию о ресурсах, которые можно использовать для поддержки, возможностях и местах получения помощи в других ведомствах;

  • Уметь создавать безопасную психологическую атмосферу, которая, в свою очередь, нивелирует риски появления саморазрушающего поведения обучающихся.

 Студент ПО-1601 Институт психологии УрГПУ
ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Тактуева Юлия Германовна
г. Екатеринбург

Теги

Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть