Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Использование элементов прикладного анализа поведения в коррекционной работе учителя-логопеда

28.12.2022


 

Речь один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Она служит основным средством общения людей. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие ребенка. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеж­дения. Речь ребёнка отражает социальную среду, в которой он растёт. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в детском саду и школе.

Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формирование психической деятельности. Они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, нарушают межличностные отношения, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения. Нарушения речи мешают ребенку благополучно учится, быть уверенным в своих силах. Ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками, воспитателями и в дальнейшем с учителями.

Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии и, тем самым, смягчить или предупредить вторичные их проявления, скорректировать уже имеющиеся трудности в развитии и в результате снизить степень социальной недостаточности детей с особенностями в развитии.

Актуальный запрос, с которым обращаются к учителю-логопеду – это развитие речи, но сложность запроса в том, что ребенок не говорит вообще, или у этих детей есть трудности в поведении, имеется нежелательное (мешающее развитию речи ребёнка) поведение. Ребенок хочет что-то получить или от чего-то избавиться, и начинает «плохо себя вести» вместо того, чтобы приемлемым способом объяснить, что ему нужно. Он кричит, дерется, щипается, закатывает истерики, убегает. Такое поведение чаще встречается у «неговорящих» детей, которые не могут озвучить просьбу и объяснить, что хотят.

Такой ребенок не поддаётся контролю со стороны родителей, ребенок не реагирует на просьбы и запреты, не выполняет инструкции, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита очень слабо.

Чаще всего, это дети с задержкой речевого развития, с задержкой психоречевого развития, с умственной отсталостью, алалией, аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с детским церебральным параличом.

В работе с такими детьми специалисты часто сталкиваются с проблемным поведением. Проблемное поведение затрудняет процесс обучения, подвергает риску самого ребенка и его окружение, затрудняет общение ребенка и его социализацию.

Проблемное поведение у таких детей проявляется в истериках, агрессии, самостимуляции, неадекватном поведении, отсутствии реакции на эффективное обучение и др.

А так как большинство слабомотивированных детей занимаются под влиянием родительской мотивации, и родители желают, чтобы ребенок занимался, а у него, наоборот, при всех его нарушениях, формируются активные формы психологической защиты в виде протестов, избегания занятий.

На сегодняшний день специалистами разработано много коррекционных программ, проектов, методик, но одним из эффективных способов коррекции является метод прикладного анализа поведения, или АВА-терапия. Главная задача метода – помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.

При использовании прикладного анализа поведения в коррекционно-логопедической работе с детьми, можно выделить несколько этапов.

На первом этапе происходит контакт ребенка с новыми условиями, постепенная адаптация, налаживается эмоциональный контакт, что способствует созданию положительного эмоционального настроя. Основные правила этого этапа: учет эмоционального уровня и речевых возможностей ребенка; уютная, благоприятная атмосфера, тихий и спокойный голос, плавные неторопливые движения учителя-логопеда.

Второй этап ориентирован на решение задач по формированию предпосылок речевого развития, стимулированию речевого подражания, предусматривающих работу со звукоподражанием, произвольным вниманием, навыками подражания, речевым дыханием, пониманием обращенной речи, активизацией артикуляции, мышлением, инициативой и интересом к общению. На этом этапе необходимо создать условия, при которых у ребенка будет формироваться устойчивая связь «символ-предмет», что будет стимулировать потребность использовать экспрессивное вещание для взаимодействия с окружающими.

Основной целевой ориентир третьего этапа – формирование базового словарного запаса. При этом сосредотачивают усилия на развитии слоговой структуры слов, наращивании возможностей артикуляционного аппарата, развития звукопроизношения. В работе применяют предметные, двигательные и, по возможности, сюжетные игры с использованием глаголов повелительного наклонения: гуляй, пой, рисуй, сядь и др.

Четвертый этап направлен на формирование навыков диалогового общения, а также организацию работы по улучшению качества звукопроизношения. Основная задача этого этапа – формирование и развитие спонтанной речи в игровой деятельности с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Формирование у дошкольников мотивации к коррекции звукопроизношения и развитию речи осуществляется, с использованием различного вида поощрений.

Поощрения могут быть как немедленные, сразу после правильно или со старанием выполненного задания, произнесенного звука, так и отсроченные – в конце занятия, в конце дня.

Выбор поощрения определяется не только этапом логопедической работы, но и возрастом, и предпочтениями ребенка к какому-либо поощрению. Чем младше ребенок, тем большим эффектом будет обладать именно пищевое поощрение. Это то, что ребенок любит.

Пищевое поощрение представляет собой различного рода витаминки, маленькие конфетки, кусочки мармелада, фрукты, сухарики, орехи, печенье и др. В прикладном поведенческом анализе выделена такая особенность пищевого поощрения, как быстрая насыщаемость ребенка положительными эмоциями от поощрения. Кроме того, учителю-логопеду необходимо контролировать количество поощрения, получаемого ребенком на занятии. Пищевое поощрение лучше использовать для маленьких детей, например, при вызывании звукоподражаний и уже в конце занятия.

В качестве обобщенного поощрения могут использоваться наклейки, стикеры, смайлики, солнышки, листики, звездочки, снежинки и т.п. Такой вид поощрения более желателен для использования на логопедических занятиях в связи с тем, что возможно его отсроченное применение: например, в конце занятия или после получения определенного количества жетонов. Обобщенные усилители – жетоны, как система подкрепления отрабатываемых навыков, широко применяется в прикладном анализе поведения. В качестве жетона может использоваться любой объект (используются однотипные предметы, это шарики марблс, камешки для декора, наклейки, смайлы, крышки, деревянные палочки). Под мотивационным стимулом в прикладном анализе поведения понимается как материальное, так и не материальное поощрение, имеющее большое значение для ребенка. Это и есть та награда, ради которой даже самый сложный ребенок готов выполнять задания учителя-логопеда. Вознаграждением может быть сенсорное подкрепление – музыкальные инструменты (шарманка, музыкальная шкатулка, металлофон), юла, музыкальная книга. Использование жетонов позволяет значительно увеличить темп занятия, что положительно сказывается на его эффективности.   

К вторичному усилителю также относится предоставление ребенку какой-либо любимой игры или деятельности в конце занятия. Деятельность или игра, которая используется именно для поощрения, должна быть интересна ребенку. На индивидуальных занятиях подбор поощрения должен быть строго индивидуален, т.к. тогда оно будет обладать максимальной эффективностью и способствовать формированию мотивации к коррекционной работе. Это требует от учителя-логопеда хорошего знания интересов и увлечений ребенка. Похвала, одобрение, как вторичный усилитель, постоянно используется на логопедических занятиях.

В работе по коррекции звукопроизношения индивидуальное социальное поощрение ребенка способствует формированию у него мотивации к преодолению трудностей и к самоконтролю над правильным звукопроизношением. В этом случае поощрение производится непосредственно после того, как ребенок правильно выполнил задание или произнес звук самостоятельно. Кроме того, такое поощрение необходимо проводить регулярно в течение всего занятия, чтобы поддержать интерес ребенка к правильному произнесению звука или выполнению задания. Слова «молодец», «умница» часто не являются для дошкольника сильным социальным поощрением, т.к. оценивают положительно его самого, а не выполнение задания или правильно произнесенный им звук. Более эффективным социальным поощрением будет похвала непосредственно выполненного задания или звука. Например: «Как ты красиво говоришь звук «С»! Мне нравится!»

Таким образом, можно предполагать, что правильный выбор поощрения будет способствовать формированию устойчивой мотивации использования звукопроизносительных умений, сформированных на логопедических занятиях.

Использование элементов прикладного анализа поведения позволяет освоить речь детям, которые имеют особые образовательные потребности. Первоочередное, нужно довести подражательную деятельность до автоматизма, с фиксацией внимания на лицо педагога. Дальше осваиваются подражательные артикуляционные движения, которые постепенно озвучиваются.

Одновременно с дыхательной гимнастикой, артикуляционные упражнения позволяют разработать артикуляционные мышцы, что позволяет заложить основы речи, а зачастую и освоить на примитивном уровне речь детям.

Количество детей с данными нарушениями безусловно растет. Дети нуждаются в непрерывном и компетентном медико-психолого-педагогическом сопровождении, которое обеспечивается комплексной работой различных специалистов – педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, наблюдение у врачей.

Прикладной анализ поведения заложен в основу результативных программ, нацеленных на коррекцию проблемного поведения, которое часто сейчас встречается у детей и растет количество детей с расстройствами аутистического спектра, подверженных такому поведению. В распоряжении специалистов большое количество инструментов и разработок для коррекции нарушений в развитии детей. Результатами правильно организованного подхода является приобретение и закрепление навыков самостоятельности, коммуникации, социальной адаптации и социального взаимодействия. Также использование элементов прикладного анализа поведения зависит от участия родителей ребенка в коррекционно-развивающем процессе. Включение родителей в учебный процесс благоприятным образом отражается на приобретении их ребенком необходимых навыков, а также значительно снижают проявления негативного, нежелательного поведения ребенка. Дети, получающие поддержку и помощь специалистов и своих родителей в ходе коррекционно-развивающего процесса, лучше адаптируются в дошкольных и школьных образовательных организациях и в социуме.

 

Ушакова Елена Алексеевна,
учитель-логопед коррекционно-диагностического отдела
ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»

 

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть