Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

Что такое служба примирения?

24.05.2021


 

«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!» – как часто в детстве вы слышали эти слова? А говорите ли вы их своим детям?

Наша реакция на конфликт и его разрешение обычно проявляется сама собой. Мы действуем по привычке, по тем шаблонам, которые есть в нашем жизненном опыте. Взрослые и дети спорят с родными, друзьями, незнакомыми достаточно часто. Это почти всегда напряженная ситуация для обеих сторон. Необходимо понять, что в любой ссоре – суть и причина одна – это противоречие интересов, не более того. В силу разных характеров, темпераментов и мнений споры присущи любому человеку, и в любом возрасте.

А как же мы сами выходим из конфликтов? Как реагируем на своего оппонента? Сколько сил и эмоций «забирает» у нас проблемная ситуация. И как велико наше желание – позвать кого-либо на помощь?

Во все времена споры, а тем более войны старались разрешить мирным путем, используя дипломатические методы, например, посредством переговоров специальных уполномоченных лиц – послов, которыми выступали совершенно разные люди: мудрецы, поэты, ближайшие друзья, самые авторитетные люди, пользующиеся уважением и готовые дать совет. Спорящим было важно найти поддержку у «третьего лица», чтобы появилась возможность обсудить конструктивные способы решения, найти выход из положения, обратить внимание на другие принципы и ценности. Ведь когда случаются конфликты, разрываются отношения, совершаются правонарушения, людей захватывают эмоции и предубеждения. Становится очень сложно «видеть» ситуацию «со стороны» и, конечно, совсем не получается найти выход, разрешить спор.

Время идет и прогресс не стоит на месте: появляются профессионалы, которые выполняют роль «третейского судьи»: создаются различные организации по защите прав и интересов взрослых, и детей. И чем раньше мы будем учить детей разрешать споры конструктивно, тем проще им будет во взрослой жизни выстраивать отношения в обществе. Но к сожалению, есть ситуации, когда в детском саду, школе и своём близком окружении ребенок видит только примеры угроз, оскорблений, применение физического наказания, то ему просто неоткуда взять иные образцы поведения, иные ценности, иные подходы к решению проблемы.

Ребенок, совершивший проступок, являющийся участником конфликта, оказывается в проблемной ситуации и пытается найти из неё выход привычным или перенятым у друзей способом. Например, он пытается обмануть взрослых, отмолчаться, пригрозить более слабому. Зачастую эти способы не срабатывают или приводят к нежелательным последствиям, да и мы – взрослые, ждем от своего чада совершенно иного поведения.

Помочь участникам конфликта разобраться в сложной и как, казалось бы, неразрешимой ситуации в образовательной организации смогут специалисты службы примирения или службы медиации, деятельность которых нацелена на разрешение конфликтов и профилактику правонарушений среди детей, и подростков в школах, СУЗах, ВУЗах, и даже детских садах.

Одним из первых российских стратегических документов, указывающих на важность развития служб примирения или медиации, является утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой одним из приоритетных направлений развития социальных институтов и социальной политики государства определяется «формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур».

В соответствии с Указом Президента РФ № 761 от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «в образовательных организациях рекомендуется создавать школьные службы примирения».

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д., службы примирения работают на достижение этих результатов, но не ограничиваются ими. Мы не будем перечислять всю нормативно-правовую базу в этой статье, но заинтересовавшись этим вопросом вы найдете еще ряд правовых актов, регламентирующих эту деятельность.

Итак, что же такое «Служба примирения»? Это оформленная (утверждённые приказом руководителя образовательной организации: педагоги и обучающиеся) детско-взрослая команда, которая реализует в учреждении восстановительный подход к разрешению конфликтов. В составе: педагоги, увлечённые этой идеей и обучающиеся (старше 14 лет), которые добровольно соглашаются участвовать в деятельности ШСП и на уровне «равный - равному» транслируют информацию о конструктивном разрешении конфликтов.

Одной из задач службы примирения является разрешение конфликтных ситуаций, используя восстановительную программу, в результате которой участники спора принимают на себя ответственность за поиск выхода: садятся за стол переговоров и сами вырабатывают взаимовыгодное решение. Но поскольку им часто мешают обиды, гнев и другие эмоции, а также предубеждения по отношению к другой стороне, то нужен нейтральный посредник, который подготавливает стороны к встрече и помогает состояться взаимопониманию и конструктивному диалогу.

В соответствии с нормативными документами служба примирения имеет свои принципы, методы, технологию и приемы, при этом соприкасается с деятельностью других специалистов, включаясь в общую систему образовательной организации и образовательного процесса. Ее деятельность не является психологической, социально-педагогической, правозащитной, административной или дисциплинирующей, это не «Совет профилактики» и не «Комиссия по урегулированию споров». Служба примирения строится на ценностях восстановительного подхода, который направлен на создание безопасных и комфортных взаимоотношений, основанных на взаимопонимании, взаимной ответственности и поддержке, чувстве справедливости, а также способствует развитию активного сообщества в пространстве школы или детского сада. Необходимым условием развития целостной системы по поддержке восстановительной культуры в образовательной организации является формирование единообразного понимания и принятия ценностей и правил.

Опираясь на принцип добровольности в службу примирения может обратиться любой участник образовательных отношений с конфликтной ситуацией разного уровня: «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый: учитель/родитель», «взрослый – взрослый».

В службе примирения участникам конфликта предлагают «сесть за стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта. Если участники, а тем более – подростки, самостоятельно принимают решение, скорее всего, они его выполнят.

Давайте рассмотрим, что полезного получают участники. У пострадавшей стороны есть возможность обсудить ситуацию непосредственно с обидчиком, высказать своё отношение к случившемуся, получить компенсацию материального ущерба, избавиться от обиды, злости, ощущения беспомощности и других отрицательных эмоций. У стороны обидчика есть возможность принести извинения, тем самым реабилитировать себя, объясняя причины своего поступка, высказать свою точку зрения на произошедшее, загладить причиненный вред, восстановить отношения, возможно, принять участие в совместной деятельности с пострадавшим.

В ходе примирительной встречи сторон обсуждаются следующие вопросы:

-     в чём именно заключается причиненный вред?

-     как несовершеннолетний правонарушитель может загладить этот вред?

-     как сделать так, чтобы подобное не повторялось?

-     каким может быть участие родителей и близких?

В процессе примирительной встречи или какой-либо другой восстановительной программы все участники имеют разные возможности, но все они приводят к одному – принятию ответственности за свои поступки.

Если под ответственностью понимать наказание,

то, конечно, родители стараются защитить ребенка от наказания,

но если под ответственностью понимать осознание

и соглашение по исправлению ситуации,

то для ребенка это будет даже полезно.

Участие детей в ШСП позволяет им освоить навыки конструктивной коммуникации, умение самостоятельно находить инструменты для решения проблем, улаживать конфликты через диалог.

Но совсем не обязательно быть участником конфликта, чтобы многому научится и применять это в своей жизни. Предложите ребенку стать волонтером ШСП тогда у него будет возможность:

-     личностного роста;

-     реализовать себя и почувствовать свою значимость;

-     самому не создавать конфликтов и понимать, как их можно решать;

-     общаться, выстраивать конструктивные отношения с окружающими и развивать коммуникативные способности;

-     понимать и слышать других;

-     помогать людям в сложных ситуациях, совместно с ними находить пути решения;

-     получить уникальные навыки медиатора и опыт миротворческой деятельности.

Иногда школьники разрешают конфликты на уровне «ребенок – ребенок» лучше взрослых, так как они привносят в работу по примирению свои уникальные «возрастные» достоинства. Это дает им естественное преимущество: участники конфликтов доверяют своим ровесникам, потому что дети лучше понимают своих сверстников, понимают их отношения и язык, они знают, что важно и почему, что обговаривать свои проблемы со второй стороной конфликта – это в порядке вещей.

Выход из конфликта означает полное завершение и окончание спора. Человек, который сказал всё, что хотел, и сделал всё, что мог, способен принять и отпустить ситуацию, и больше не возвращаться к данному вопросу. Не стоит выяснять, кто прав, а кто виноват. Лучше вместе обсудить, как быть дальше.

Таким образом, благодаря деятельности Школьной службы примирения возможен переход от идеи поиска и наказания виновного (зачинщика конфликта или нарушителя дисциплины) к культуре диалога, позволяющей не только эффективно разрешать неизбежные в образовательной среде конфликты и противоречия мирным путем, но и сохранить достоинство, сберечь доверительные отношения между участниками образовательных отношений.

 

Бочарникова Анна Юрьевна,
методист, педагог-психолог
отдела развития психологической службы
в образовании и службы медиации
ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»,
г. Екатеринбург


 

Теги

Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть