Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Активное слушание в общении детей и родителей

11.10.2024


8jjFIMiUAg4.jpg

Понятие «активное слушание» часто встречается в популярной литературе по психологии и воспитанию детей. Почему же о нем так много говорят и в чем уникальность активного слушания?

Родительство связано с необходимостью последовательного удовлетворения различных видов потребностей ребенка.

Так, в младенческом возрасте ребенку надлежит быть накормленным, помытым и переодетым. С развитием ребенка физиологические потребности все больше заменяются социальными. Одной из таких социальных потребностей является желание ребенка разделить свои чувства с близким человеком. Происходит это тогда, когда маленький человек сталкивается с трудными и непонятными для него эмоциями.

Так, четырехлетний малыш жалуется, что другой ребенок отнял у него в песочнице машинку или дочь-подросток в сердцах бросает, что не желает надевать «эту уродскую шапку».

На этапе первой реакции на сообщение ребенка родителю важно удержаться от фраз-успокоений, советов, критических замечаний. Этим вы как бы сообщите ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Родителю важно осознать, что ребенок обращается к нам вовсе не для того, чтобы мы немедленно вернули его игрушку или купили новую вещь. Нет, он ждет от нас участия.

Вот тут-то на помощь родителю и приходит активное слушание, которое помогает понять, какую именно эмоцию переживает ребенок и как она называется. Назвав эмоцию и возвратив ее ребенку, мы оказываем ему неоценимую помощь и поддержку.

Вероятно, в первом случае (с машинкой) ребенок испытывает обиду, а во втором девочкой, возможно, движет переживание своей неуспешности среди сверстников.

Ответы в технике активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, и готов, услышав о ней больше, принять ее.

Примером может быть следующий диалог:

СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него.

 

Правила активного слушания таковы.

Обязательно повернитесь к ребенку лицом, пусть ваши и его глаза находятся на одном уровне.

Старайтесь строить свои фразы не в воспросительной, а утвердительной форме. Так проще настроится на одну волну с расстроенным ребенком, а последнему – легче начать рассказывать о случившемся.

Важно в беседе «держать паузу» после каждой вашей реплики. Пусть ребенок соберется с мыслями и что-то скажет. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

 

Польза хорошего активного слушания в следующем.

Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Тренируясь в этой технике, родитель обнаруживает, что сам становится более чувствительным к нуждам и горестям ребенка, легче принимает его «отрицательные» чувства.

В завершении оговоримся, что эта техника «работает» тогда, когда ребенок испытывает эмоциональные трудности. Не нужно ее принимать в решении бытовых, практических вопросов. Это будет выглядеть по меньшей мере странно.

Отметим также, что активное слушание не является способом добиться от ребенка желаемого для вас результата. Ребенок, почувствовав манипуляцию, продемонстрирует еще большее сопротивление.

Помните, что активное слушание – это путь установления лучшего контакта с ребенком, который потребует от вас некоторого времени и искреннего приложения душевных сил.

 

Педагог-психолог отдела развития психологической службы в образовании и службы медиации ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо» Ольга Федоровна Тетерина.

Возврат к списку

Похожие статьи


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть