Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста.

22.04.2020


 

  • Как воспитать в детях самостоятельность?
  • Как сделать так, чтобы ребенок научился убирать за собой вещи?

  • Что нужно, чтобы по возвращению с работы, видеть, что все игрушки стоят на своих местах?

  • Что уже умеет Ваш ребенок, и чему ему стоит обучиться?

  • Как научиться НЕ делать все за ребенка?

Если Вас интересуют ответы на эти и другие вопросы, связанные с воспитанием в ребенке навыков самообслуживания, тогда читайте и применяйте простые и конкретные рекомендации, представленные в данной статье.

 В целом, навыкам трудового воспитания можно обучать ребенка с самого раннего детства. И одним из самых первых и нужных навыков – это умение обслуживать себя самостоятельно. К самообслуживанию относится выполнение всех необходимых обязанностей по отношению к самому себе, таких как: одевание, умывание, самостоятельный прием пищи, уборка игрушек и своей постели, комнаты.

 

Основное значение самообслуживания в воспитании ребенка:

  • Чем раньше и лучше у ребенка сформируются навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет;

  • Обслуживая себя самостоятельно, ребенок научается, таким образом, проявлять заботу к своим близким. Начинает ценить проявленную к нему заботу;

  • Ребенок становится не только более самостоятельным, уверенным в себе, но и тренирует стремление к достижению цели, активность, упорство, также идет формирование волевых качеств;

  • Постоянство требований родителя к детям, а также повторяемость, обеспечивают прочность в закреплении полученных навыков;

  • Формирование правильных привычек у ребенка: потребности в чистоте и опрятности.

Что могут делать дети младшего возраста?

  • мыть руки, при этом убирая рукава;

  • мыть лицо не разбрызгивая воду;

  • правильно пользоваться мылом и зубной щеткой;

  • насухо вытираться полотенцем и без напоминания вешать его на отведённое место;

  • одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать и надевать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, застегивать молнию.

  • замечать, что одежда неопрятна, или загрязнена, и самостоятельно устранять это, или обращаться за помощью к взрослому;

  • своевременно (без напоминания!) пользоваться носовым платком, туалетом;

  • пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом;

  • правильно пользоваться ложкой (к концу четвёртого года жизни, салфеткой);

  • убирать игрушки, книги, канцелярские принадлежности после игры на отведенное им место.

 

Как воспитать у детей самостоятельность в самообслуживании?

Совет 1: Нет ничего лучше, чем обучать детей навыкам самообслуживания через прочтение художественных произведений. Это могут быть стихотворения, сказки и сказы, частушки-прибаутки. Именно погружаясь в произведение, дети ненавязчиво сопереживают главному герою, пытаются сравнить его с собой, подсказывают правильное решение в трудной ситуации. Тем самым, обучаются САМОСТОЯТЕЛЬНО.

 

Предлагаю Вам следующие произведения известных детских авторов, которые можете читать своим детям и формировать у них правильные привычки и навыки:

  • В. Н. Орловой «Хрюшка обижается»;

  • С. В. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»;

  • Э. Н. Успенского «Дети, которые плохо едят в детском саду», «Удивительное дело»; 

  • И. Муравейки «Я сама»; 

  • Н. П. Саконской «Где мой пальчик»;

  • С. Капутикяна «Кто скорее допьёт»;

  • А. Л. Барто «Девочка чумазая»;

  • З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка»;

  • Л. Вороньковой «Маша - растеряша»;

  • К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»;

  • В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»;

  • Чтение юмористических частушек Г. Ладонщикова из книги: «Про знакомые дела».

  • А. Аринушкин, С. Махотин «Я сам! Медвежонок, который хотел делать все САМ!».

Совет 2: Для того чтобы ребенок научился не только правильно и хорошо умываться, но и последовательно одеваться - родителям, в первую очередь, необходимо показать, как это правильно делается! А затем закреплять положительный результат через многократные повторения вместе с ребенком.

Ребенок должен УПРАЖНЯТЬСЯ в своем навыке. И только после того, как ребенок научился подражать Вам в показывании - можно переходить на подробные словесные объяснения: «Мы собираемся в детский сад. Для этого нам надо с тобой одеться. Давай возьмем белые колготки из нижнего ящика шкафа и наденем их на себя. Сначала надеваем колготки на правую ногу.и т. д». Чем подробнее Вы будете говорить ребенку где взять ту или иную вещь, и что с ней делать – тем быстрее навык надевания на себя одежды сформируется.

И только после того, когда родители увидели, что ребенок все запомнил, и подробные объяснения более не требуются можно переходить к общим фразам, таким как: «Завяжи шарф хорошо, как я, или твоя сестра», «Повесь свои вещи в шкаф, а я посмотрю, правильно ли ты это сделал».

!Важно не только упражнять ребенка в навыках самообслуживания, но и проверять правильность выполнения. Это необходимо делать до тех пор, пока нужный навык полностью не закрепится. Когда ребенок сам научится, например, надевать и снимать с себя одежду, даже без Ваших общих фраз – напоминаний.

Совет 3: Хвалите ребенка! Но хвалите правильно! Если вы довольны тем, что ребенок выполнил что-то правильно, например, завязал шнурки на ботинках, и они не развязались в течении 10 минут – похвалите его. При этом, лучше сказать, не просто: «какой ты умница, молодец, хороший», а акцентировать внимание на том, что Вы довольны, как он сегодня сделал то-то и то-то. Таким образом, у ребенка появится понимание того, за что его похвалили, и он будет обучаться данным навыкам с большей активностью и мотивацией.

Совет 4: Если решили, что ребенок обучается навыкам, например, в чистке зубов – перестаньте делать это за него. Вместе с ним – сколько угодно, но за него уже не делайте. Иначе навык будет закрепляться намного дольше.

Совет 5: Любое обучение не требует спешки. Обучение навыкам самообслуживания к этому тоже относится. Если Вы (родитель) торопитесь куда-то, стараетесь успеть сделать несколько дел одновременно, при этом обучить чему-то ребенка – лучше оставьте это дело.

Например: Вы учите ребенка самостоятельно надевать одежду, чтобы он САМ собрался в детский сад. При этом, Вы опаздываете. Встали несколько позже. И вместо того, чтобы подождать, пока ребенок все-таки вставит ножки в брюки – решаете сделать это за него. И так изо дня в день. Вы подгоняете ребенка, переживаете и делаете вновь и вновь что-то за него.

ИТОГ: навык сформирован НЕ БУДЕТ! Ребенок просто расстроится, потеряет мотивацию, и не захочет больше учиться. Или привыкнет, что за него все делают, и будет постоянно просить Вас о помощи.

Как исправить? Вставайте пораньше, и дайте возможность ребенку надевать на себя одежду столько, сколько ему потребуется. Словесно контролируйте его, например, говоря об очередности вещей.

Через какое-то время и Ваших словесных напоминаний ребенку уже не потребуется. Он научиться одеваться САМ.

Совет 6: Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с кем-то другим. Например, такие фразы как: «Вот Саша уже умеет застегивать курточку, а ты до сих пор» - должны быть по строжайшим запретом!

Ребенку нужна помощь со стороны взрослых! Он хочет чувствовать и ощущать поддержку от родителей. Поэтому поощряйте своего ребенка, и ни в коем случае не смейтесь и не критикуйте его действия.


Совет 7: Дети младшего возраста могут забывать о поручениях и изучении навыков. Им об этом необходимо напоминать. Для этого используйте специальные «напоминалки». Например, Вы можете повесить на дверях картинку, на которой изображена лейка и цветок. Это позволит ребенку вспомнить, что пора полить цветы.

Или над кроватью разместите фотографию заправленной кровати, или схему, как правильно убрать свою кровать. Это также напомнит ребенку с утра, что кровать необходимо убирать!

Такие «напоминалки» могут быть размещены по всей квартире: в ванной комнате, на кухне, в туалете и у шкафа с детскими игрушками. Причем, «напоминалки» должны висеть не все время, а появляться незаметно для ребенка, чтобы он не привыкал к их образу. Тем самым, он будет уделять им больше внимания.

Проявите креативность мышления и нарисуйте их самостоятельно, или воспользуйтесь готовыми картинками, взяв их в сети Интернет.

 

Совет 8: Обучая ребенка дома, старайтесь соблюдать единство в требованиях. Если обучаете навыку самообслуживания «Убери за собой игрушки», используя ряд слов и примеров, то эти же слова и примеры должны использоваться другими членами семьи.

Совет 9: Навык должен быть по силам ребенку. Выше уже были даны рекомендации по поводу того, что может уметь делать ребенок до 5 лет. Старайтесь, чтобы ребенок шаг за шагом изучал каждое из перечисленных навыков. И только при условии, что все навыки не только выучены, но и закреплены и перешли в стадию «автоматизма» - можно предлагать ему следующие.

 Совет 10 (заключительный): Играйте с ребенком! Придумывайте всевозможные игры, через которые ребенок будет обучаться навыкам самообслуживания. Обязательно используйте его любимые игрушки. Ниже, предложу Вам несколько возможных вариаций игр с ребенком.


  Игры, способствующие формированию у детей навыков самообслуживания:

Игра: «Убери со стола».

Цель: сформировать у ребенка навык самостоятельных действий: убирать посуду со стола.

Оборудование: посуда.

Ход игры: Родитель показывает ребенка, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает ему повторять за собой. При этом взрослый может комментировать свои действия: «Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д.» Затем ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

Усложнения: Постепенно можно просить ребенка называть каждый предмет, который он ставит на поднос.

Игра: «Кукла заболела».

Цель: научить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки или бумажные платочки (на выбор).

Ход игры: Родитель показывает ребенку куклу и говорит: «Вот наша кукла Даша, и она заболела, у нее насморк и ей так трудно дышать через нос. Но у Даши в кармане всегда лежит носовой платок. Давай поможем Даше очистить свой носик!» Взрослый также может произнести потешку:

Даша заболела, трудно ей дышать,

Будем МЫ платочком носик вытирать!

Родитель показывает ребенку, как правильно пользоваться носовым платком, демонстрируя это на кукле. Предлагает ребенку повторить действие самостоятельно на его любимой кукле, или на Даше.

Игра: «Оденем кукол».

Цель: познакомить ребенка с разными видами застежек и способами застегивания.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляска.

Ход игры: Родитель предлагает ребенку одеть кукол и покатать их в коляске, при этом говорит: «Посмотри, какая у кукол красивая одежда! В ней точно можно пойти на улицу! Давай соберем их на прогулку». После чего, вместе с ребенком рассматриваете каждый предмет, обращая внимание на застежки, и демонстрируя способы застегивания.

Ребенку можно предложить самостоятельно одеть всех кукол, после чего покатать в коляске.

Игра: «Обед у кукол».

Цель: сформировать интерес у ребенка к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

Ход игры: Родитель просит ребенка накрыть стол для кукол, при этом показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

Усложнения: Постепенно можно ограничиваться только фразой: «А давай покормим наших кукол, но для этого, накрой, пожалуйста, на стол!».

Игра: «Вымой руки».

Цель: научить ребенка самостоятельно мыть руки.

Оборудование: резиновый заяц (или любая другая резиновая игрушка).

Ход игры: Родитель обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки. Давай покажем Зайчику, как это правильно делать!». Родитель ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. Затем просит ребенка повторить за ним. В конце процедуры родитель от имени Зайчика хвалит ребенка.

Игра: «Волшебный шнурок».

Цель: развитие движений мелкой моторики рук, научить ребенка вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.

Оборудование: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки.

Ход игры: Родитель вместе с ребенком рассматривает игру-книжку, и предлагает ребенку завязать на ней шнурочки, при этом, для начала, вдев шнурки в отверстия на книге. Родитель ОБЯЗАТЕЛЬНО показывает ребенку правильность выполнения задания.

1 Этап: Показать ребенку как вдевать шнурки в отверстия на книге. Дать ребенку возможность повторить эти действия совместно с родителем. Затем предложить ребенку самостоятельно выполнить все необходимые действия.

2 Этап: Показать ребенку как завязывается узел на шнурках. Повторить совместно с ребенком, затем предложить ему завязать узел самостоятельно.

3 Этап: Показать ребенку как завязывать шнурок. Обязательно повторить ВМЕСТЕ с ребенком, держа его руки в своих руках. Затем предложить ребенку выполнить самостоятельно.

Если у ребенка не получается выполнить действия самостоятельно, родитель совместно с ним воспроизводит эти действия, помогая ребенку справиться с трудностью.

Надеюсь, рекомендации окажутся для Вас очень полезными!

Используйте их, и радуйтесь успехам своего ребенка!

Запомните, все в ваших руках, уважаемые родители!

 

Рекомендации составлены:
старшим методистом Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Новосад Натальей Викторовной
г. Екатеринбург

Теги

Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть