Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

Ребенок и уроки: как замотивировать ребенка к обучению.

22.04.2020



Ни для кого не секрет, что одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются родители – это проблема мотивации ребенка к обучению. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы ребенок хорошо учился, но не каждый ребенок растет отличником или даже ударником. В этой статье Вы познакомитесь с причинами отсутствия мотивации к обучению у детей разного возраста и прочитаете рекомендации, как найти подход к каждому из них.

Как Вы можете видеть в этой таблице, в разном возрасте ребенок расставляет приоритеты по-разному. Именно поэтому важно учитывать возрастные особенности ребенка, мотивируя его к обучению.

Родителям дошкольников.

В дошкольном возрасте еще нет такой проблемы, как отсутствие мотивации к обучению. Наоборот, именно в дошкольном возрасте Вы можете столкнуться с ребенком-«почемучкой», именно в дошкольном возрасте у родителей есть шанс заложить фундамент для дальнейшего интереса ребенка к учебе. Вот несколько советов, что делать, чтобы интерес ребенка к знаниям не только не угас, но еще и усилился, стал частью его личности:

1. Поощряйте любой вопрос, заданный ребенком.

2. Старайтесь найти ответы на все вопросы ребенка.

3. Отвечайте по факту, а не «потому что я так говорю!».

4. Давайте ребенку ответы, исходя из возраста ребенка (никаких сложных объяснений и терминов!).

5. Даже если ребенок задал один и тот же вопрос в 100-ый раз – ответьте (это поможет ребенку в школе не бояться задавать вопросы учителю).

6. Вместе с ребенком смотрите познавательные программы.

7. Проявляйте интерес к тому, что интересно ребенку (на что он обратил Ваше внимание).

8. Проявляйте инициативу в исследовании чего-то нового.

Психологическая подготовка ребенка к школе (начиная с 6 лет):

· Постепенно меняйте режим дня ребенка на тот, которому он будет придерживаться в школе.

· Рассказывайте о том, как здорово учиться в школе, расскажите про свой опыт поступления в первый класс.

· Подробно расскажите, что ждет ребенка первого сентября и как будет проходить его школьная жизнь (чтобы избежать страха неизвестности).

· Поиграйте с ребенком в школу (сюжетно-ролевая игра), где сначала Вы будете учителем, а ребенок учеником, затем поменяйтесь ролями.

· Настройтесь на позитивный лад (чаще всего, родители бояться отпускать своих детей в школу, а дети очень хорошо чувствуют настроение родителей и перенимают их тревожность).

Родителям младших школьников.

Причины снижения интереса к учебе:

· неготовность к обучению/проблемы с адаптацией к школе;

· переутомление из-за большой нагрузки (школа, секции, развивающие занятия);

· проблемы с первым учителем;

· отсутствие помощи родителей при выполнении уроков;

· трудности в понимании конкретных предметов.

Рекомендации по повышению мотивации:

1. Обсудите с учителем, как Вы вместе можете помочь ребенку адаптироваться к школе.

2. Помогайте ребенку справляться со стрессом и усталостью посредством игр, рисования, лепки из пластилина.

3. Скорректируйте расписание ребенка, отказавшись от некоторых дополнительных занятий с согласия ребенка (при переутомлении), упомянув о возможности вернуться, когда малыш немного подрастет.

4. Поговорите с ребенком о том, как к нему относится учитель, что ему нравится в учителе (в случае проблем с учителем). Возможно, стоит поговорить с учителем о том, как можно улучшить их взаимоотношения, в крайнем случае, можно перевести ребенка в другой класс, где у него будет возможность учиться у понимающего педагога, с которым они найдут общий язык.

5. Помогайте ребенку с домашним заданием (спокойно, без ссор!).

6. Ищите альтернативные способы объяснить непонятный материал.

7. Делайте перерывы на игровую деятельность и физическую разминку.

8. Разделить комнату на учебную зону (где ребенок только делает уроки) и игровую зону.

9. Задавайте ребенку вопросы о том, что ему понравилось в школе, что нового он узнал (каждый день!).

10. Акцентируйте внимание на успехах ребенка (объясните, что он не должен уметь все делать идеально и показать, в чем Ваш малыш особенно хорош).

11. Объясните ребенку, почему обучение важно (не с точки зрения будущего: «Вырастешь и будешь хорошо зарабатывать», а с точки зрения настоящего: «Станешь/уже становишься с каждым уроком умным»).

Родителям детей младшего подросткового возраста.

Причины снижения мотивации к обучению:

· переключение внимания с процесса обучения на отношения со сверстниками;

· переходный возраст (подростковый бунт, проблемы несправедливости, отрицание/отвержение мнения взрослых).

Столкнувшись со снижением мотивации к обучению в возрасте 12-15 лет, родители, как правило, стараются «образумить» ребенка и акцентируют его внимание на учебе, о которой сам подросток думает в последнюю очередь. Секрет в том, что при смене приоритетов ребенка, внимание родителей тоже должно переключиться со школьной успеваемости ребенка на укрепление детско-родительских отношений.

Советы по сохранению эмоционального контакта между родителями и детьми:

1. Чаще спрашивайте ребенка о том, что касается его собственной жизни и переживаний (воздержитесь от вопросов о школе и оценках!).

2. Искренне хвалите за хорошие отметки и сопереживайте плохим (если ребенок сам рассказал об оценках, и среди них есть плохие, посочувствуйте, спросите, расстроен ли сам ребенок и не ругайте его, если он не огорчен).

3. Больше узнавайте о его друзьях (в идеале – знать их в лицо и приглашать в гости, если это возможно).

4. Используйте вопрос-козырь: «Как ты думаешь, это справедливо?» (это покажет ребенку, что его мнение значимо и сделает вас союзниками в его глазах).

5. Если школьная успеваемость резко ухудшилась, а поведение ребенка вдруг стало непонятным и непривычным, обратитесь к психологу!

Родителям старшеклассников.

Причины снижения мотивации к обучению:

· неопределенность в выборе профессии;

· страх перед сдачей экзаменов;

· неуверенность в собственных силах;

· чрезмерное давление со стороны взрослых;

· страх уходить из школы.

Рекомендации по повышению мотивации:

1. Помогите подростку с выбором профессии (но не давите!): расскажите о каждой специальности и предложите ему выбор. Можете воспользоваться тестами по профессиональному ориентированию.

2. Помогите подростку отвлечься от мысли о предстоящих экзаменах: напомните ребенку о том, что его жизнь состоит не только из подготовки к экзаменам.

3. Найдите причину неуверенности в себе, избегайте критики, поддерживайте ребенка.

4. Откажитесь от давления на подростка, ему гораздо важнее Ваши поддержка и участие!

5. Расскажите о том, какой интересной бывает студенческая жизнь! Покажите ребенку, что поступление в ВУЗ дает очень много новых возможностей.

6. Позвольте подростку сконцентрироваться на тех предметах, которые ему интересны, которые он планирует сдавать.

 Для закрепления материала можете выполнить упражнение «Идеальный ребенок/идеальный родитель».

· Нарисуйте идеального ребенка.

Важно не то, как Вы изобразите самого ребенка, важно нарисовать то, чем он занимается и написать рядом с рисунком качества идеального ребенка.

· Теперь нарисуйте своего ребенка так, чтобы он тоже был занят своим любимым делом/тем, чем обычно занимается.

Точно так же, как на первой картинке, напишите рядом качества Вашего ребенка. Затем сравните два рисунка, которые у Вас получились.

· Нарисуйте, каким Вы видите идеального родителя.

Вспомните свое детство, может быть, Вы нарисуете кого-то из своих родителей или полную противоположность. Напишите качества идеального родителя.

· Самое сложное задание – нарисуйте себя.

Эти рисунки только для Вас, их не нужно никому показывать, поэтому постарайтесь нарисовать максимально честно и искренне, напишите свои качества как родителя. Затем сравните два рисунка между собой.

Как бы нам не хотелось быть идеальными, у каждого из нас есть свои достоинства и недостатки. Позвольте Вашему ребенку не соответствовать ожиданиям, Вашим или чьим-то еще, позвольте ему быть неидеальным.

педагог-психолог Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Черепанова Алина Игоревна,
г. Екатеринбург.

Теги

Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть