26.10.2022
Задержка речи у ребенка – это самая распространенная проблема в последнее время. Рассмотрим, какие факторы влияют на развитие речи. Они делятся на две основные группы: биологические и социальные.
Биологические факторы: наследственность; анатомическое строение органов артикуляции, развитие центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
Социальные факторы: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.
Как в норме должна формироваться речь ребенка? Обратим внимание на периодизацию речевого развития детей дошкольного возраста.
Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет:
0-2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
2-3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
3-6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
7-9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
9-11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
11-13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции: садится, машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.
18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту двух лет их запас может колебаться от 20 до 50). Ребенок отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге.
2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к двум годам простые слова ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150-200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В три года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.
Родителям очень важно знать, что должно стать поводом для обращения к специалисту врачу-неврологу:
К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением.
К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит.
К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке.
К 7-му месяцу не узнает голоса близких людей, не реагирует на интонации.
К концу 9-го месяца отсутствует лепет, и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания.
К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»).
К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой».
К 1 году 9 месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов.
К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях.
В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.
Обязательно запланируйте и посетите прием детского врача-невролога в возрасте 3, 6, 9 и 12 месяцев!
Возможные риски на пути нормального развития речи ребенка:
Развитие речи тормозится, если мать придерживается принципа не подходить к кричащему ребенку, чтобы не приучать его к рукам, т.к. речь ребенка (в форме крика) лишается смысла, становится бесполезной, и с этого момента начинаются сбои в ее формировании.
Нарушение развития речи произойдет и в том случае, если взрослые не будут выполнять просьбы ребенка. Тогда даже радостная информация становится бесполезной, а плач для привлечения внимания приобретает нежелательные оттенки (назойливость, чрезмерную требовательность, истеричность или бессилие). Из-за этого в характере ребенка закладываются такие нежелательные черты, как беспомощность, грубость, озлобленность, бессердечие. Их основой являются недоверие к взрослым и страх перед миром.
Успешность процесса становления собственной речи зависит от активного общения с близкими. Чтобы помочь ребенку, взрослый своим поведением показывает, как ему это приятно и интересно. Собеседники общаются глазами, сопровождают речь улыбкой и другими невербальными реакциями: это помогает ребенку овладеть речью.
Её формирование нарушается, если мать слушает ребенка с «каменным выражением лица» и быстро прерывает общение. Кроме того, важен правильный выбор тем для разговора. В этом возрасте ребенок может говорить только о себе и о самом ближайшем окружении (своих игрушках, маме, вещах). Все это должно живо интересовать взрослых и, в первую очередь, маму.
После 3-х лет тревожными признаками являются:
1. Большое количество фонетических ошибок, кроме типичных замен согласных (рука – «лука»; шуба – «сюба») и перестановка звуков или слогов в слове (зайка – «казяй»; пакетик – «капетик»).
2. Пропуск отдельных согласных (ворона – «аона», мох – «мо»).
3. Добавление гласных в конце слова (стул – «тюля», платок – «тёка»).
4. Уподобление одного звука другому внутри слова (конфета – «фафета», работа – «бабота», бабуля – «бубуля»).
5. Упрощение стечений согласных (спать – «пать», мишка – «мика»).
6. Нетипичная замена согласных и гласных (не хочу – «не фасу», гулять –«гиять»).
Родители должны знать, что существуют сенситивные периоды развития речи ребенка:
Первый (1-1,5 года) относится к периоду накопления первых слов.
Второй период (от 2,5 до 3,5 лет). В этот период ребёнок активно овладевает развёрнутой фразовой речью. Речь ребёнка сопровождается эмоциональным и психологическим напряжением, что отражается в устной речи: появляются паузы, которые могут возникать в середине фразы и слова; появляются повторы слогов, слов, словосочетаний; нарушается речевое дыхание; высказывание может сопровождаться вегетативными реакциями: покраснение, увеличение частоты дыхательных движений, мышечное напряжение); ребёнок испытывает повышенную активность в речевой деятельности, постоянно задаёт вопросы, инициирует общение (период «Почемучек»).
Ранний возраст (от рождения до 3 лет) – особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!
Период (от 5 до 6 лет). Формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период, ребёнок чувствителен к воздействию внешних факторов (психологические стрессы, ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения). Эти факторы могут способствовать недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется.
Важно помнить о том, что в повседневной жизни родители могут стимулировать речь ребёнка. Причём это не всегда должны быть специально организованные занятия.
Ниже приведены несколько простых рекомендаций, которые могут значительно помочь в развитии речи вашего малыша.
По возможности ограничить просмотр телевизора. Чем меньше возраст малыша, тем менее желателен просмотр телепрограмм (даже «развивающих»). Очень нежелателен «телевизионный спам», когда ребёнок играет в свои игры в комнате рядом с работающим телевизором.
Во время совместной игры с ребенком посвятите всё свое внимание малышу. Пусть в доме при этом будет тихо или негромко играет классическая музыка.
Читайте ребёнку книги, рассказывайте стихи и пойте вместе песенки. Лучше, если это будут знакомые и любимые стихи, песни и книжки. Малыш может рассказывать содержание сказок вместе с вами.
Избегайте искажённых слов в своей речи. Говорите правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук. Не торопитесь, не «съедайте» слоги и окончания слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи», вместо «не беги» и т.д.). Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников
Оставайтесь на одном уровне с ребенком. При разговоре с ребёнком постарайтесь сделать так, чтобы ваше лицо во время общения было на одном уровне с его лицом, тогда он будет видеть, как вы говорите.
Называйте предметы, изображённые на рисунках, и просите ребёнка показать их, особенно при чтении сказок. Не упускайте случая озвучить название заинтересовавшего ребёнка объекта (собака, кошка, белочка и т.д.).
Делайте паузы и повторяйте слова и фразы, чтобы ребёнок смог вникнуть в то, что вы сказали.
Описывайте ребёнку всё, что он делает, видит и слышит, а также свои собственные действия, используя доступные для него слова.
Повторяйте знакомые ребёнку слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребёнка каждый день. Постарайтесь использовать и повторять новые слова применительно к реальной ситуации.
Давайте ребёнку задания, пользуясь простыми командами. Предварительно объясните, чего вы хотите достичь своими инструкциями. Например: «Давай играть в мяч? – Принеси мяч», «Подними мяч», «Брось мяч» и т.п.
Используйте слова, обозначающие последовательность действий и временные интервалы (например, «сначала», «подожди», «после», «затем», «до», «в конце»).
Помогайте ребёнку классифицировать окружающие его предметы и вещи, описывая и показывая, для чего они предназначены, что с ними можно делать.
Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное – помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно полноценный эмоциональный контакт с родителем и общение в процессе совместной игры и повседневных занятий будут основными импульсами для развития речи ребенка!
Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!
Гурьянова Нина Александровна,
Руководитель ТПМПК, учитель-логопед ВКК
ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть