Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

«ГОТОВИМ К ШКОЛЕ …. С ПЕЛЕНОК?»

26.11.2021


(школьная готовность детей: виды и соотношение с длительностью подготовки к школе)

«Всему свое время».

Экклезиаст

В последние годы в родительской среде широко популяризированы идеи раннего развития детей, в силу которых подготовка детей к школе начинается очень рано. В современном обществе приобрело распространение так называемое «интенсивное родительство», которое характеризуется стремлением максимально способствовать, в основном, развитию интеллекта ребенка.

Родители ориентируются на модели детства, где ценностью становится высокая конкурентоспособность ребенка в будущем. Многие молодые мамы реализуют себя именно в развитии своих детей раннего и дошкольного возраста. Особенно в условиях мегаполисов это приводит к тому, что подготовка к школе начинается задолго до того, как ребенок готов к ней.

Некоторые мамы и папы буквально «заболели» идеями раннего развития и обучения. Поэтому малыша начинают пичкать знаниями буквально с пеленок! Частные клубы с названиями вроде «Вундеркинд с пеленок», «Маленький гений» или «Всезнайка» множатся как грибы после дождя. Порой доходит до абсурда: родителям предлагают обучать английскому языку… двухлеток! Надо ли объяснять, что иностранный язык малышу имеет смысл давать лишь тогда, когда у него сформировался языковой строй языка родного (случаи, когда ребенок растет в двуязычной семье – особые).

Интересно мнение нейропсихолога, кандидата психологических наук, доцента, профессора кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ Семенович Анны Владимировны, которое было опубликовано в статье «Отстаньте от детей!».

Как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5-3 лет начинают учить читать, писать, считать?

– Категорически отрицательно. Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два-три года – это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать – нагружать его познавательные процессы – то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

А все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

– Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2-3 лет. Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.


Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

– А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. Существует закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

Есть ли среди ваших клиентов дети, ставшие «жертвами» раннего развития? Когда и в чем это начинает проявляться?

– В самых разных вещах, и чаще всего при поступлении в школу, когда начинается упомянутый уже эффект «вдруг». Мама говорит: «Ах, ничего не было и вдруг все появилось». На самом деле все уже было: ребенок начинает хуже засыпать, появляется плаксивость, гиперактивность, масса каких-то чисто невротических проявлений – тики, страхи, просто неадекватные эмоциональные реакции на что-либо. Просто в школе ввиду больших нагрузок и новизны ситуации все это начинает ярко проявляться. И последствия непродуманного раннего развития часто приводят к тому, что родители переводят ребенка на индивидуальное обучение или посвящают себя бесконечным поискам «хорошего» учителя или школы.

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

– Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит – ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил Экклезиаст. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала (конец цитирования).


Итак, когда начинать подготовку к школе?

Оптимальный возраст для начала этапа обучения будущим школьным азам – 5-5,5 лет. Это золотая середина, в основном в этом возрасте дети уже готовы учиться. Заниматься за партой, конечно, еще рановато, ведь усидчивость далеко не преимущество пятилеток. Как хорошо, что подготовка к школе как дисциплина преподается на языке дошкольников – игровом, и таким образом потихоньку дети изучают науки, поглощают знания, тренируют новые навыки (чтение, письмо, счёт и т.д.) и запоминают правила игры под названием «школа», где уже нет только твоих желаний, где есть правила, которые необходимо научится выполнять.

Что определяет успешность ребенка в школе? Интеллект или эмоциональность: что важнее?

Раньше у нас в России, как и в других странах, интеллектуальный коэффициент IQ был основным критерием того, насколько умен ребенок, будет ли он успевающим в школе и вообще преуспевающим в жизни. Теперь же представление о потенциальных способностях ребенка расширилось. Появилось понятие «эмоциональный интеллект». Современные психологи считают коэффициент эмоциональности EQ не менее, а то и более важным, нежели IQ. Успешность человека зависит не только от количества усвоенных знаний и навыков, но и от умения ими распорядиться. Известно, что сначала надо придумать идею, подключив фантазию, эмоции, а потом воплотить в жизнь свои замыслы. Жизнь показывает, что эмоциональный отклик на происходящее порой, не менее важен, чем выученные законы и правила. Не менее ценны творческие способности человека, способность улыбаться и плакать, сопереживать – словом, эмоционально реагировать на происходящее, и главное – коммуникабельность, умение налаживать контакты с окружающими. Все это как раз и характеризует коэффициент эмоциональности EQ.

Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе, но это вовсе не подразумевает того, насколько хорошо умеет он читать и считать, хотя именно такие умения и навыки обычно проверяются при записи в школу. Очень часто, уже в первые месяцы обучения, вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса на уроках, нарушают дисциплину, попадают в конфликтные ситуации с учителем и одноклассниками. Получается, что получив определенное дошкольное образование, что они еще «не дозрели» до школы психологически.


Психологическая готовность к школе – это уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе включает в себя: личностную, умственную и волевую готовность.

Важнейшую роль играет личностная готовность и ее составляющие:

- мотивационная готовность – желание учиться и узнавать новое;

- сформированность самооценки – осознание ребенком своих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность адекватно оценивать свои достижения и личностные качества;

- коммуникативная готовность – готовность ребенка к произвольному и продуктивному общению (соответствующему нормам поведения в школе) с учителями и сверстниками;

- эмоциональная зрелость – освоение ребенком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств – эстетических (чувство прекрасного), интеллектуальных (радость познания), нравственных.

Очень важно умение психологически справляться с неудачами – для избегания возникновения «школьного невроза». Это одна из важнейших задач родителей при подготовке ребенка к школьному обучению.

Стоит ли посещать подготовительные курсы?

Важный плюс – социальная адаптация. Возможно, на занятиях по подготовке к школе ваш ребенок и не научится бегло читать или решать арифметические примеры, зато он приобретет более нужный в жизни навык – умение общаться, находиться в коллективе. Это куда важнее! Особенно, если ваш ребенок не посещал детский сад, был только с няней или бабушкой. На занятиях по подготовке к школе малыш обретет друзей, раскрепостится и, кстати, на фоне сверстников скорее проявит интерес к знаниям. «Ведь другие отвечают на вопросы, что-то усваивают, понимают, а я что – хуже?» Да и вообще, что может быть ценнее, радостнее и интереснее общения? Положительное влияние коллектива трудно переоценить.

Однако сейчас, к сожалению, чаще получается так, что сразу после трех лет мамы и папы передоверяют занятия с ребенком педагогам, хорошим, но, все-таки, посторонним людям. И вот это уже совсем неполезно. Трех-пятилетний ребенок к обучению не готов, потому его и не ведут в школу. Ведущая деятельность дошкольников – игровая, и основное развитие до семи лет по-настоящему возможно только в игре. Дошкольники не готовы учиться ни в «урочной», ни даже в игровой форме: они не могут сидеть подолгу, рука не готова писать, ум не готов признавать чужое «надо».

Когда родители чем-то занимаются с ребенком, чем угодно – игрой, рукоделием или рассматриванием карточек со слогами, – они сопровождают это эмоциями. Малыша берут на руки, носят, улыбаются ему, разговаривают, поглаживают, хвалят. И ребенок получает от родителей то, что ему действительно нужно: они проводят это время в общении с ним.

Лучшие учителя в этом возрасте – родители. Если хотите развивать ребенка – ходите с ним на прогулки и в походы, собирайте и разглядывайте травки, записывайте и зарисовывайте. Когда путешествуете – ищите страны и города на карте, отмечайте маршруты. Хотите научить считать – отправляйтесь в магазин и вместе с сыном или дочерью подсчитайте, например, сколько каких конфет можно купить на сто рублей? Все это должно происходить в непрерывном эмоциональном контакте, причем положительном, – так эмоциональное воспитание не будет проходить в отрыве от интеллектуального развития.

Для эмоционального развития ребенка ему необходимы новые впечатления – какая-то поездка, поход в зоопарк, в театр или кино. Новые впечатления стимулируют развитие мозга.

Занятия и игры с родителями должны доставлять радость. Любые игры: домино, «бродилки» с кубиком, шашки – чрезвычайно важны для эмоционального и интеллектуального развития. Ребенок учится выигрывать, не оскорбляя других, и проигрывать, не теряя достоинства, учится сдерживать эмоции, соблюдать очередь, сравнивать, считать, продумывать ходы – и родители не будут раздражаться, если ребенок им проиграет. Именно в игре созревает самое главное для школы качество – произвольность, умение делать то, что задали, а не то, что хочется. Если этого нет – нет и готовности к школьному обучению.

Словом, проблема не в том, что интеллектуальное развитие подменяет собой эмоциональное. Проблема в том, что родители отдают ребенка на занятия, считая, что дело сделано, и фактически лишают его жизненно необходимого – общения с самыми важными для него людьми.


Исследования психологов по изучению психологической готовности к школе убедительно показывают, что наиболее эффективно этот процесс осуществляется в свойственных дошкольному возрасту видах деятельности, т.е. игровых, творческих, спортивных.

Данные исследований говорят о том, что раннее начало имеет скорее отрицательное значение для формирования школьной готовности. Доказано, что между детьми с более ранней подготовкой к школе, и теми, кто готовится менее года, а также детьми, которые просто посещают детский сад, отсутствуют различия по показателям интеллектуальной готовности к школе. Это является весомым аргументом в пользу выбора родителями не столь длительной подготовки к школе и проведения ее в той форме, которая наиболее соответствует возрастным особенностям старших дошкольников.

Итак, полученные данные показывают, что дети, подготовка которых к школе началась рано и по длительности превысила один год, отличаются более низким уровнем школьной мотивации. Годичная программа подготовки к школе существует практически при каждой средней общеобразовательной школе. Туда по месту жительства можно прийти и записаться за год до того, как вы собираетесь отдавать ребенка в первый класс.

Каждый навык, который приобретает ребенок, ему пригодится в будущем. Поэтому, и в три года, и в пять, и в семь, все знания, умения, которые вы вкладываете в ребенка, считайте активной или пассивной подготовкой к школе.

Готовности к школе научить нельзя, она созревает вместе с ребенком. А родители могут помочь сформировать комплекс знаний об окружающем мире и поддержать ребенка при переходе от дошкольного детства к непростым учебным будням.

Задача каждого родителя – подарить ребенку счастливое детство и одновременно обогатить его необходимыми знаниями без ущерба самому беззаботному периоду в жизни. Важно никогда не переставать слушать и слышать своего ребенка.

 Шуманская Татьяна Захаровна 
педагог-психолог МБУ ЕЦПППН «Диалог»

Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть