06.09.2022
Проанализировав запросы родителей, обратившихся за консультацией к психологу, наряду со школьными проблемами, можно наблюдать тенденцию к увеличению вопросов связанных с увлечениями детей. Стало типичным обращение к специалисту-психологу родителей в связи с отсутствием у ребенка каких-либо содержательных интересов.
Первое что приходит в голову тем, кто задается этим вопросом, является мысль, что хобби ребенка – это начало пути к его будущей профессии. И это отчасти действительно так, бывает, что детский интерес и увлечение, например, животными, постепенно развиваясь перерастает в будущую профессию и ребенок становится биологом, ветеринаром или специалистом профессиональная деятельность которого связана с живой природой. Здесь каждому может вспомниться масса примеров, когда ребенок увлеченно играющий в школу или в доктора действительно в дальнейшем связывает свою жизнь с преподаванием или медициной, а ребенок с детства любящий рисовать становится обладателем творческой профессии, так, многие будущие музыканты довольно рано начинают проявлять интерес к музыке.
Рассуждая о значении хобби также стоит отметить, что это один из лучших способов снятия стресса, эмоционального напряжения, что в силу отсутствия жизненного опыта и знаний о себе, становиться актуальным для детей разного возраста, часто дети просто не знают, как справляться с «нахлынувшими» эмоциями. Здесь в качестве примера можно привести хобби, связанные с физической активностью, когда в процессе интенсивных физических нагрузок ребенок может отреагировать накопившееся напряжение, негативные эмоции –«выпустить пар». Кроме того, такие занятия помогают поддерживать хорошую физическую форму и влияют на самочувствие и настроение ребенка.
Хобби – это источник нового полезного опыта, позволяющий значительно расширить представления ребенка о себе и окружающем мире. Так же хобби оказывает влияние на самооценку, способствует формированию таких важных качеств как уверенность в себе и своих силах, самоуважение и принятие.
Любимые занятия помогают детям в развитии социальных навыков, учат взаимодействию в команде, помогают завести друзей, находить общий язык с другими людьми.
Грамотно распоряжаться своим временем и ресурсами – навык который тоже формируется в том числе благодаря хобби. Это связано с необходимостью совмещать хобби с обязательными делами, такими как обучение в школе и выполнение домашних заданий и других дел, что требует не только грамотно распределить время, но и поддерживать режим, учитывать свои возможности. Здесь также дети получают ценный опыт в поддержании баланса между активностью и отдыхом, учатся держать в фокусе внимания не только успехи, связанные с увлечением, но и быть активно включенным в образовательную деятельность, в общение с друзьями и семьей.
Говоря о пользе хобби, нельзя не упомянуть о развитии эмоциональной сферы, особенно это касается творческих хобби, когда идет активное восприятие образов, ребенок учится распознавать и дифференцировать эмоциональные отклики. Занятия творчеством учат находить нестандартные решения, быть внимательным, замечать нюансы, видеть прекрасное и максимально расширяют кругозор.
А что делать, если ребенок пока не определился со своими увлечениями? Родители часто ждут от специалиста, конкретного средства и способа, позволяющего определить сферу, в которой их ребенок найдет себя, и проявит интерес к какому-то конкретному делу/занятию. Но, никакое занятие, даже идеально подходящее к имеющимся у ребенка задаткам и способностям, не сможет гарантированно стать тем самым делом, приносящим удовольствие и успех, если у ребенка отсутствует интерес. И тут возникает закономерный вопрос: как понять, что интересно ребенку?
Основная рекомендация родителям от специалистов – это наблюдение за ребенком: как он предпочитает отдыхать, какие передачи и видео смотрит, какие игры и игрушки увлекают его на большее количество времени. На что он обращает внимание, о чем говорит и т.д. Даже на первый взгляд, заинтересованность только компьютерными играми, на которую часто жалуются родители, может дать подсказку. Можно проанализировать, вникнуть, а какие именно игры нравятся ребенку? Обсудить, что больше всего привлекает в них. Ведь игр на сегодняшний день существует огромное множество, кому-то нравятся гонки и битвы, кому-то стратегии и создание миров, а кто-то вообще предпочитает головоломки и раскраски. И эта информация может стать отправной точкой в поиске хобби. А дальше важно поддерживать интерес к новому не осуждать и не оценивать новое увлечение ребенка с точки зрения пользы, красоты, уровня мастерства, перспективы и т.д., а постараться понять, проявить интерес, оказать необходимую поддержку в начале пути. И даже если у вашего ребенка пока нет постоянного увлечения, не стоит давить на него.
Так же важно отметить, что в таком вопросе как наличие хобби/увлечения у ребенка, большое значение имеет наличие хобби у родителей, то, как члены семьи проводят свое свободное время. Если родители тоже увлечены чем-то, посвящают свое свободное время любимому занятию, то иметь увлечение, становится нормой жизни, и в этом случае ребенок может начать активно изучать и пробовать разные виды деятельности. А иногда хобби становится семейным, в этом случае родственники много времени проводят вместе, и это является дополнительным фактором укрепления детско-родительских отношений и гармонизации отношений между всеми членами семьи.
Бывает так, что ребенок выражает желание перестать заниматься тем, что еще недавно было ему интересно. В этом случае важно спокойно обсудить этот момент с ребенком, дать высказаться, не осуждая и ничего не доказывая. Возможно у ребенка появились новые интересы, или возник конфликт в группе единомышленников, а бывает так, что ребенок просто устал и ему необходимо сделать паузу, после которой появится возможность возобновить занятия.
Особенно часто, резкая смена интересов и уход от прежних хобби происходит в подростковом возрасте. Закономерные процессы, происходящие в это время, подразумевают не только появление новых интересов, но и сворачивание, отмену старых, бывших актуальными в младшем школьном возрасте. Действительно, многие подростки, которые на протяжении нескольких лет успешно и с удовольствием занимались в каком-либо кружке, студии или секции, в массовом порядке оставляют эти занятия, несмотря на уговоры и сопротивление родителей. То, что еще год-два назад представлялось школьникам увлекательным и приятным, модным и престижным, теперь воспринимается как детское, несерьезное, достойное только насмешки.
И вот тут часто возникает запрос от родителей, связанный с тем что подросток ничем не интересуется, и у него нет никакого хобби, а все свободное время он проводит за телефоном и компьютером или в бесконечной переписке в мессенджерах. На деле такие «бессодержательные» виды деятельности (или бездействие) подростков достаточно важны. Общность со сверстниками, обмен ничего не значащими (для постороннего взгляда), но исполненными глубокого смысла (на взгляд самих ребят) репликами, мнениями и впечатлениями — тонкая работа, результат которой — новый уровень самосознания, понимания себя и другого.
«Отсутствие интересов» у современных подростков 12-15 лет отнюдь не бессмысленно. Это закономерная фаза подросткового возраста, описанная многими психологами (В. Петерс, Ш. Бюлер, О. Кро, П. Л. Загоровский, Л. С. Выготский и др.) как негативная, или фаза влечений. Она является необходимым этапом развития, как бы расчищающим место для последующей созидательной работы по формированию новых интересов. В негативной фазе происходит закономерное разрушение интересов и склонностей, бывших актуальными в предыдущем возрасте. И закономерно, после проживания этого кризисного периода наступает новый этап, связанный с активным формированием новых увлечений, стремлений, часто становящихся будущей профессией или делом жизни.
Таким образом, снова важно отметить роль семьи и ближайшего окружения в этом непростом процессе. Доверительные, понимающее и поддерживающие отношения с родителями, помогут ребенку найти путь к действительно глубоким интересам, увлеченности, стремится к познанию и развитию, что в дальнейшем станет основой становления действительно гармоничной личности.
Булатова Наталья Александровна,
старший методист ГБУ СО ЦППМСП «Ладо»
Печать
Вы задали вопрос
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Закрыть