Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Онлайн-консультация
Все теги

Дети от 0 до 7: что важно знать, чтобы воспитать счастливого ребенка

29.01.2021


 

Вы когда-нибудь задумывались о том, счастлив ли ваш ребенок? Чем измеряется детское счастье или что нужно сделать, чтобы детство ребенка было счастливым?

Давайте попробуем в этом разобраться.

Психологи говорят, что многие комплексы взрослых людей «родом из детства». Они связаны с климатом внутри семьи, стилем семейного воспитания, семейными ценностями, которые не только накладывают отпечаток на восприятие человеком окружающего мира, но и определяют его отношение к нему. Детство – важный период в жизни человека, именно в детстве закладываются такие важные качества, как: доверие к окружающим, доброта, отзывчивость, трудолюбие, самооценка и многие другие качества личности. Именно в детстве формируется способность любить и принимать любовь. Счастье ребенка напрямую зависит от того, как его любят родители, как относятся к нему, какие создают условия для его развития.

На каждом возрастном этапе у ребенка возникают разные потребности, в удовлетворении которых он нуждается. Например, в младенчестве ребенку больше всего требуется тесный физический контакт с матерью, в раннем детстве поддержка активности, исследовательского интереса, а в дошкольном возрасте поощрение самостоятельности и создание условий для игровой деятельности.

Существуют несложные правила, выполнение которых позволит каждому родителю создавать благоприятные условия для удовлетворения базовых потребностей ребенка (потребности в любви, защите, тепле, безопасности, принятии), что в свою очередь, позволит ребенку чувствовать себя счастливым.

Будьте внимательным и заботливым взрослым.

До 7 лет ключевые характеристики «Я» ребенка (самоощущение, самооценка, характер) созревают под влиянием родителей. Для формирования у ребенка позитивного отношения к себе родителям необходимо создать атмосферу любви и принятия: спросите, что нового ребенок сегодня узнал, какого цвета его настроение и почему, расскажите, как сильно любите его. Желательно проводить тридцать минут в день общаясь с ребенком без гаджетов. Чаще обнимайтесь, т.к. тактильный контакт очень важен. Если малыш чувствует, что рядом теплый, заботливый родитель, то мир в его глазах становится дружелюбным и безопасным. Учитывая эти рекомендации можно предотвратить пассивность, замкнутость, лень, отсутствие инициативы в подростковом и юношеском возрасте.

Развивайте эмоциональный интеллект.

Ребенок самостоятельно не может ориентироваться в той гамме чувств и эмоций, которые он испытывает. Задача родителя открыть для ребенка этот мир. Называйте и проговаривайте эмоции (как позитивные, так и негативные): «Ты сейчас злишься, потому что я выключила мультфильм», «ты испугался, что я ушла и поэтому расплакался», «я вижу, ты очень рад, что я раньше вернулась домой». Таким образом, вы учите ребенка осознавать и выражать свои чувства. Подавление чувственной сферы может привести к проблемам в общении со сверстниками в подростковом возрасте, из-за неумения проявлять эмпатию (понимать, что чувствуют другие). Сдерживание эмоций может стать причиной психосоматических заболеваний.

Позвольте детям получить собственный опыт.

В младенчестве и раннем детстве ребенок зависим от взрослых, т.к. не может сам удовлетворять свои потребности. Но стремление к самостоятельности с каждым годом становится все актуальнее для него.

Интересуйтесь желаниями ребенка: «Что бы ты хотел сделать прямо сейчас?», «Какую игрушку ты возьмешь с собой на прогулку?». Пусть ребенок самостоятельно выполняет посильные действия, даже если это займет чуть больше времени (снять одежду после прогулки, убрать за собой посуду, полить цветы).

У человека, которого чрезмерно контролировали в детстве, может сформироваться мнение, что другие люди лучше знают, чего он хочет,
он постоянно сомневается, не чувствует опоры на себя. Например, если мама все решает за сына, не оставляя ему возможности понять свои желания,
то в подростковом возрасте это может привести его к депрессивному состоянию, пассивности, неумению принимать ответственность за свою жизнь.

Дайте насладиться детством.

У ребенка должно быть достаточно свободного времени для игры. Не перегружайте его подготовительными занятиями к школе и секциями. Здесь важен баланс, ведь если ребенок не реализует потребность в игре, то это может иметь негативные последствия в более позднем возрасте: он может плохо усваивать школьную программу и испытывать сложности с соблюдением правил и норм.

Поощряйте детские игры, особенно сюжетно-ролевые («дочки-матери», игру в доктора, продавца, полицейского). Малыш в таких играх учится общаться, сопереживать, проявлять внимание, заботиться об окружающих людях. Выбирайте сюжеты так, чтобы вам тоже было интересно.
В совместных играх сначала со взрослым, а затем и со сверстниками ребенок чувствует внимание и принятие, получает новый опыт взаимодействия, укрепляется его вера в собственные силы.

Важно подбирать разнообразные игрушки с учетом возрастных особенностей ребенка (куклы, атрибуты различных профессий, предметы быта, животные, машинки, мячи, скакалки, конструкторы, настольные игры, пазлы, парные картинки, домино и т.д.)

Наблюдение за игрой может дать вам много полезной информации. Обратите внимание любит ли ребенок играть один или в компании, какие игры выбирает, соблюдает ли правила, как относится к проигрышу.

В игре ребенок получает базовые знания о мире, учится выстраивать отношения с окружающими, следовать правилам. Если он будет этого лишен, то это может негативно проявиться в более позднем возрасте. Например, подростки часто вновь погружаются в игровую деятельность, словно пытаясь компенсировать то, чего когда-то были лишены. Это может выражаться в чрезмерном увлечении компьютерными играми и внезапном инфантильном поведении (отказ от ответственности, нарушении договоренностей).

Создавайте доброжелательную атмосферу в семье.

Ребенок копирует общие тенденции в поведении родителей, которые определяют его мироощущение, самооценку и взаимоотношения с другими людьми.

Малыш очень чувствителен к родительским переживаниям. Согласно исследованиям российского психофизиолога Т.М. Марютиной выявлено, что любознательность ребенка зависит от эмоциональной стабильности матери: чем она более спокойна, тем выше любознательность. По этой причине родителям необходимо внимательно относиться к своему эмоциональному состоянию.

Необходимо, чтобы родители придерживались единых взглядов в вопросах воспитания. В случае, если возникли разногласия, лучше обсудить их без присутствия ребенка, т.к это может оказать негативное влияние на развитие личности малыша.

Важен баланс наказаний и поощрений с преобладанием поощрений. Отмечайте и озвучивайте, что ребенку удается хорошо, чему он научился, какие трудности преодолел. При наказании необходимо разграничить личность ребенка и совершенный поступок. Не «ты плохой», а «ты совершил плохой поступок». В этом случае у ребенка сохраняется положительный образ себя.

Когда вы запрещаете ребенку что-то, попробуйте это делать из позиции заботливого взрослого и вместо фразы «Я так сказала» использовать «Я понимаю, что ты расстроен. Я люблю и слышу тебя, но не могу тебе сейчас это разрешить, потому что…». Если взрослый говорит нельзя, то должен объяснить причину: это опасно, вредно, я тебя люблю и переживаю за тебя. В этом случае ребенок будет чувствовать, что вы принимаете его, не пугаетесь его сильных эмоций (если он настаивает на своем), и с вами рядом надежно и безопасно.


Ребенок счастлив, когда окружен любовью и принятием. Знает, что в этом мире есть люди, для которых он очень важен и значим, что в трудную минуту его поймут и поддержат. Тогда ребенок растет активным, жизнерадостным, любознательным, творческим, умеет дружить и с удовольствием исследует этот мир.

Будьте счастливы и дарите счастье своим детям. Ведь счастье это:

«Семья, играть с друзьями и мультики» Оля, 5 лет.

«Когда ты даришь подарки и тебе дарят» Миша, 5 лет.

«Когда мама и папа рядом» Никита, 6 лет.

«Счастье это как сокровище» Алекса, 3 года.

Шабанова Анастасия Сергеевна,
методист отдела психолого-педагогического
сопровождения семей, имеющих детей
ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»
г. Екатеринбург

 

 

Возврат к списку


Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть