Цвет:
Размер шрифта: a a a
Интервал:
Отключить
изображения
Выбор шрифта: Arial Times New Roman
Обычная версия
Закрыть
+7 922 100 5882

Запись на консультацию
Вопрос педагогу-психологу
Личный кабинет
Все теги

Основная задача родителя

22.09.2023


Сразу и без предисловий обозначим: главная задача родителя – НАУЧИТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА ВЫЖИВАТЬ В ЭТОМ МИРЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

В этой статье мы не будем рассматривать такие понятия как «хороший или плохой родитель». Тем более, что они очень субъективны. Данная статья рассматривает родительство с безоценночной точки зрения. Даже самые лучшие и любящие родители, с благими намерениями, иногда забывают об этой задаче и у них вырастает, пусть даже очень добрый и умный, но при этом совершенно неприспособленный к жизни ребёнок.

Печальным примером могут служить большинство воспитанников детских домов. В России очень хорошая программа социальной поддержки для детей, воспитывающихся без родителей, государство обеспечивает их всем необходимым и оказывает поддержку при достижении совершеннолетия. Однако, выходя во взрослую жизнь, все сталкиваются с одинаковой проблемой – они не имеют представления о том, как справляться с обычными, на первый взгляд, задачами взрослого человека.

У некоторых из них получается адаптироваться, но многие испытывают сложности. Такие качества как самостоятельность и ответственность могут быть не сформированы в силу того, что дети лишены возможности принимать участие в создании и выборе условий проживания, досуга.  Внешне это проявляется как наивность и даже эгоистичность.

В чём-то они могут показаться более адаптивными. Например, навык манипулирования у них развит на высшем уровне. Но, не на всех этот метод действует. Да и не во всех сферах. Кроме умения, как использовать других людей в своих целях, необходимо ещё уметь что-то делать самому. А этого, чаще всего, в них нет.

Возьмём самые элементарные навыки: оплатить счета за квартиру, купить продукты, ходить на работу. Всему этому ребёнок учится в семье, невольно наблюдая за своими родителями и понимая, что эти обязанности существуют. И не важно, нравятся они или нет. Дети, выросшие не в семьях, таких ситуаций не наблюдают. Поэтому, столкнувшись с подобным впервые во взрослой жизни, они не представляют, что делать.

Как часто такие дети не понимают: «А почему это меня уволили? Я же приходил на работу. Ну и что, что опаздывал каждый день на два часа?» Они искренне не понимают, за что им отключают электричество, так как никогда не слышали даже о том, что счета нужно оплачивать. Некоторые из них даже не знают, что такое холодильник и для чего он нужен. А всё почему?

Потому что, проживая в детском доме, еду им готовили, сотрудники о реалиях трудовой жизни не рассказывали, а о счетах за обеспечение здания они вообще не слышали. Для чего мы привели в пример таких детей? Всё потому, что, к сожалению, такая проблема существует и в семьях, хоть и в гораздо меньшем масштабе.

Например, дети, выросшие в семьях, где их оберегали от всех невзгод внешнего мира, где не поощрялась самостоятельность или были слишком высокие идеалы, не соответствующие действительности. И неважно, насколько хорошая мотивация была у родителей, понятно, что хочется защитить от невзгод.

Ограждая ребёнка от неприятностей реального мира, родитель невольно делает того неприспособленным во взрослой жизни. Не получая жизненно необходимую информацию о том, как всё устроено, человек не выработает навык справляться с проблемами и в будущем не возьмёт на себя ответственность за то, что раньше решал кто-то другой.

Что же необходимо делать, чтобы воспитать в ребёнке самостоятельность?

Начинать нужно с самого раннего возраста, когда у ребёнка ещё имеется интерес ко всему. Самое важное – не погасить этот интерес. Простой пример: мама лепит пельмени. Трёхлетний ребёнок тоже хочет поучаствовать. Родитель в таком случае выбирает из двух зол:

1. Разрешить ребёнку лепить пельмени. Это займёт много времени, которого постоянно не хватает. Результат кулинарного творчества неопытных рук, разумеется, будет малосъедобным. Но всё равно, можно сделать вид, что эти пельмени вы тоже закинули в кастрюлю (когда ребёнок уйдёт – выловите их и выбросите, но не при нём). Похвалить ребёнка, сказав всем: «Эти пельмени Сашенька/Машенька готовил/а! Вкусно, правда?» Тогда у ребёнка интерес не пропадёт, а навык будет развиваться.

2. Можно быстренько всё самой доделать, отправив ребёнка играть или смотреть мультики, сказав, что ему ещё рано таким заниматься. Время вы, безусловно, сэкономите. Но так только кажется, на первый взгляд. Спустя несколько лет вы потратите на порядок больше времени, чтобы смотивировать ребёнка, или тем более подростка, сделать хоть что-то по хозяйству.

Такой подход касается всего. Особенно решения проблем. Ребёнок постоянно сталкивается с какими-то «неразрешимыми задачами», которые вы можете исправить за секунду. Да то же домашнее задание. Можно:

1. Позволить ребёнку сделать всё самому и получить двойку.

2. Сделать быстренько за него, чтобы он получил пятёрку.

Какие последствия будут в обоих случаях вы уже догадались. Так что каждому родителю необходимо решать, готов он потратить своё время (нервы, силы, иные ресурсы) сейчас или отложить на потом. Во втором случае, конечно, результат виден сразу (та же пятёрка за домашнее задание в дневнике), потому, чаще всего, многие идут по простому пути. Этот процесс можно сравнить с накоплением-покупкой и кредитом. Во втором случае, хоть и получаете сразу, но выходит в итоге дороже.

Роева Маргарита Евгеньевна, методист отдела профилактики рискованного поведения несовершеннолетних и организации социально-психологического тестирования ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо»

Возврат к списку

Похожие статьи

Закрыть

Печать

Вы задали вопрос

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Закрыть